Мне не нравится слово «творчество». В по­следнее время его затаскали. Есть техниче­ское творчество. Есть научное творчество, есть театральное творчество, есть народное творчество. В бутылках вырезают парусные кораблики — это, говорят, тоже творчество. Что же такое творчество? Наверное, не толь­ко такая работа, когда наперед не известно, сколько уйдет времени и что из всего этого получится.

Просто хороший мастер мечтает сделать вещь так, как делали такие вещи до него хорошие мастера, а творчество — это когда обязательно нужно делать по-своему. Хуже, лучше, но по-своему. И еще творчество срод­ни спорту. В творчестве тоже рано или позд­но нужно уступать лыжню, делать шаг в сторону, пропуская того, кто идет с лучшим временем. И тут тоже не помогут ни старые титулы, ни медали. Творчество — всегда тре­вога.

В этом смысле ученый беззащитен. Он должен быть готов рано или поздно сделать шаг в сторону. Общих правил нет, но делать этот шаг нужно с достоинством. С достоин­ством не легче, но красивей. Утешаться мож­но лишь тем, что нет ничего омерзительней зазнавшегося чемпиона.

Однажды в детстве в маникюрном зале первой парикмахерской против Центрального телеграфа, сидя рядом с мамой, я видел про­славленного хавбека из нашей футбольной сборной. Он сидел уже выбритый, завитой, опустив большую руку в тазик с мыльной водой. Ногти на другой руке ему покрывали перламутровым лаком.

В дверях толпились любопытные, навер­ное болельщики, и смотрели на хавбека. Хав­бек их категорически не замечал. Я вижу его румяное лицо и завитую голову, я бы мог расписать его подробней, мне это ничего не стоит, потому что именно таким же я представляю себе одного незнакомого мне, но солидного физика-теоретика, кото­рый вдруг почувствовал себя не ученым, а именно физиком. Может быть и такое.

Я понимаю, доктор физико-математиче­ских наук не покрывает ногти перламутро­вым лаком, но выражение лица у него долж­но быть хавбековское. А то разве, подумав, мог бы он написать такую фразу:

«...В наши дни молодежь идет в науку потому, что она находит здесь радость по­стижения истины, творчество, значительность идей, смелость фантазии... А ведь все это молодежь могла найти и в искусстве, но, видимо, не всегда находит».

Нужно очень зазнаться, чтоб написать такое. Но если б это было мнение только од­ного доктора. К сожалению, он не одинок. Так думают многие его коллеги. Так говорят, и вроде им это положено, физики-чем­пионы. Физики имеют право, они во всем разбираются с легкостью и вещают. Стран­ное дело, почему забывается, что наука и искусство — одно целое, один сложный и не­делимый организм. Уже двести лет назад большому физику Михаилу Васильевичу Ломоносову было ясно, что науки художе­ствам пути показывают, а художества происхождение наук ускоряют. А теперь некото­рые считают, что в науке творчество, а в ис­кусстве творчества нет.

Разве такая ситуация реальна? Если вдруг исчезает смелость идей в искусстве — значит, в науке она исчезла еще раньше. Физикам не нужно отделять науку от искус­ства, даже не потому, что, кроме физики, есть и другие науки, генетика например, где еще пять лет назад молодежь вроде бы не могла найти «значительность идей», а просто потому, что деление на науку и искусство очень условно.

Полвека назад молодежь вроде бы не на­ходила радости творчества в науке, а нахо­дила в инженерии. А еще полвека назад хо­рошо было быть гусаром. А вот начала рас­цветать медицина,   определилось несколько фундаментальных направлений — и на наших глазах возрастает процент молодежи, жела­ющей лечить людей.

Спрашивается: хорошо ли ищут те, кто идут в модное направление? Сегодня — в физику, завтра — в биологию. Они ли оп­ределяют положение дел, приходя на гото­вое? Разве нужно ориентироваться на модные приливы и отливы. Перспективность и мода не одно и то же. Мне вот, например, очень нравится, что Капица пришел в физику, когда на всю Россию было только сто физи­ков и молодежи вроде бы нельзя было най­ти в ней ни «значительности идей», ни «сме­лости фантазии». Это уже потом выяснилось, что можно было. А тогда ему никто не сове­товал так, как советуют сейчас молодым людям, идущим в физику. Он шел сам. Толь­ко потом, став большим ученым, он понял или почувствовал, что оснащение научных лабораторий мощными техническими сред­ствами — объективная потребность времени.

Работы Капицы характерны для эпохи даже не результатом, не самим решением, а подходом к решению, стратегией экспери­мента. Не случайно, сразу же после первых испытаний советской атомной бомбы Капица был назван на Западе «русским атомным царем».

Я вертел в руках книгу «Капица — рус­ский атомный царь». Есть английское изда­ние, французское, немецкое. Внешне книж­ка выглядит очень забавно. Красная обложка. Белый глянцевый супер. На супере на фоне закатного солнца серый атомный гриб. Внизу сквозь облака проглядывает земля, и над землей слева профиль Петра Леонидови­ча. На обратной стороне обложки краткая биография, обещающая читателю массу ин­тересных подробностей, приблизительно в таком ключе: Петр Капица — русский фи­зик, сын генерала старого режима, был лю­бимым учеником Резерфорда, но бежал из Кембриджа, чтобы подарить своей стране самое страшное оружие современности... Черный демон науки... от взгляда которого трепетали все, начиная от лаборанта и кон­чая премьером Джозефом Сталиным.

Автор «Атомного царя» в науках разби­рается слабо, учителем Капицы называет Перельмана, того самого, которого читают любознательные десятиклассники. Зато много пишет о пикантных женщинах, встре­чах в ГПУ и специальную главу  посвящает «костюмированному балу у Капицы».

Книга жуткая. Даже Павел Евгеньевич Рубинин, систематически читающий все мос­ковские толстые журналы от корки до кор­ки с публицистикой и «очерками наших дней», не мог прочесть больше половины, потому что «такую клюкву трудно предста­вить».

Петр Леонидович собирался передать де­ло в суд. Потом плюнул. Костюмированных балов он никогда не давал и атомным царем не был.

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.