В 1933 году Капица был уже известным ученым. О нем писалось в энциклопедиях, на его работы ссылались, а знаменитый «Ху из ху» за 1933 год на странице 1766 со­общал:

«Капица Петр, член Королевского общест­ва с 29 г., профессор, директор Мондовской лаборатории Королевского общества, родился в Кронштадте в России 1894 года 26 июля ст. ст., сын покойного генерала Леонида Капицы и Ольги дочери генерала Стебницкого. Женат в первый раз на Надежде дочери Кирилла Черносвитова, второй раз — на Анне дочери профессора Крылова А. Н. Имеет двух сыно­вей, образование: средняя школа в Кронштадте, Петроградский Политехнический институт. Лектор Петроградского Политехниче­ского института 19 — 21 г. Стипендиат Максвелловской стипендии в Кембридже с 23 — 26 г. Член Тринитиколледжа с 25 г., член-­кор. АН СССР с 29 г. Помощник директора по магнитным исследованиям в Кавендишской лаборатории с 24 — 32 г. Публикации: различные статьи по физике, в основном по магнетизму в научных журналах.  Отдых: шахматы.   Адрес:   Кембридж   Хантингтон Роуд 173 — Мондовская лаборатория, тел. 1655 — служебный, 2045 — домашний».

В распоряжении Капицы была самая ос­нащенная лаборатория Кембриджа, построен­ная специально для его исполинских высоко­вольтных бэби. Та самая лаборатория, на торжественном открытии которой, состоявшемся в феврале 1933 года член Королевского обще­ства Петр Капица осуществил свою самую знаменитую или, как он сказал однажды, — самую смелую шутку, хотя многие с ним не согласны, считая, что был в его жизни и бо­лее смелый юмор.

Было так. Многочисленные гости столпи­лись у дверей новой Мондовской лаборато­рии. Взгляду гостей предстал геральдиче­ский крокодил на фасаде.

Капицу спросили: «Что это значит?» Он ответил: «Это крокодил науки. Крокодил не может поворачивать головы. Подобно науке, он должен беспрерывно двигаться впе­ред с широко распахнутой всепожирающей пастью».

Скрытый смысл этих слов заключался в том, что у Резерфорда было прозвище — крокодил. Это знали все.

 

 

 

Говорят, многие были шокированы, но когда, войдя в здание лаборатории, увидели барельеф Резерфорда, выполненный в той же манере, тем же скульптором Гиллом, ав­тором геральдического крокодила, изумле­нию публики не было предела.

Резерфорд проворчал: «Все-таки Капица думает, что я не крокодил, а осел. Неужели он не догадывается, что я знаю, как он меня называет».

Резерфорд не обиделся, зато кембридж­ская общественность мгновенно разделилась на два непримиримых лагеря — на консер­ваторов и радикалов. Консерваторы решили, что это высшая степень обиды, которую мо­жет нанести один человек другому, а ра­дикалы — высшая степень обиды, которую один человек может простить другому.

Сейчас этот каменный крокодил считает­ся исторической и художественной достопримечательностью Кембриджа. Гиды показывают его туристам. Он стал темой сувени­ров. Студенты местной художественной школы обязательно должны сделать рисунок крокодила: это входит в учебную программу. Капице до сих пор приходят письма из Кембриджа. Его просят вспомнить какие-нибудь не известные еще подробности этой истории. Крокодил стал легендой.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.