АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972) - советский психолог.

Опорные слова к вопросу №5 — здесь

 

 

Классификация методов:

1. Организационные методы:

  • сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,
  • лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет.
  • комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. Более подробно об этих методах см. ниже.

3. Методы обработки данных.

  • методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.
  • методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

4. Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

  • Генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.
  • Структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Приступим теперь к подробному изучению эмпирических методов.

 

Комментарии (2)

Рика (не проверено) - Вс, 19/03/2017 - 22:44

Где Вы взяли данный материал? Какие источники информации использовали?

admin - Пнд, 20/03/2017 - 11:24

Схема отсканирована из книги:

Айсмонтас, Бронюс Броневич.

Общая психология : Схемы / Б. Б. Айсмонтас. - М. : ВЛАДОС Пресс, 2002. - 287 с. : ил., табл. - (Схемы).; ISBN 5-305-00044-0. Страница 37.

 

Похожая схема приводится в учебнике:

Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М.

Возрастная и педагогическая психология:
Учеб. пособие для студентов пед. вузов /Под ред. М. В. Гамезо. - М.: Пед. о-во России, 2003. - 508 с.: ил., табл. - (Образование XXI века); ISBN 5-93134-195-1. Страница 12.

 

Текст, скорее всего, я сам написал. Но не могу утверждать с уверенностью. Давно это было ...

Так что я не могу указать на источник с достаточной надёжностью.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.