О школе Капицы рассказывает Ираклий Андроников
— Несмотря на то что к физике я прямого отношения не имею, — сказал Андроников, — все-таки берусь утверждать, что прошел школу Петра Леонидовича Капицы.
Однажды он сказал мне тоном бодрым и вызывающим движение мыслей:
— Послушайте, Ираклий! Что вы знаете про Лермонтова такого, чего не знают другие? Я хотел бы познакомиться с вашей работой. Почему вам не рассказать нам о Лермонтове? Приходите сегодня вечером. Анна Алексеевна обещала зажечь камин.
Каждый раз, когда мы встречались, а это происходило довольно часто, Петр Леонидович спрашивал:
— Послушайте, сколько новых строк Лермонтова вы нашли за свою жизнь? Я спрашиваю это потому, что интерпретация может меняться, а текст Лермонтова остается навсегда.
Или:
— Я хотел вас спросить: приписываете ли вы свои находки удаче или у вас имеется какая-либо система? Кто навел вас на мысль применить в литературоведении криминалистический метод? Каковы у вас шансы найти дневник Лермонтова?..
Он любит масштабные вопросы и краткие, но обстоятельные ответы.
Петру Леонидовичу в высокой степени присуща особенность — интересоваться сутью любого предмета и в поисках этой сути доходить до самой глубины и до начала, смело пересматривая традиционные представления. В этом смысле я считаю блистательным его доклад о Ломоносове — доклад, в котором предстала трагическая судьба великого русского ученого, шедшего впереди своего века, свершившего серию выдающихся научных открытий, которые из-за тогдашней организации русской науки остались в ряде случаев неизвестными его современникам — ученым Европы.
Петр Леонидович широко интересуется всеми сферами жизни. Его интересуют люди, и притом самые разные. Но и все, кто знают Капицу, интересуются им — его суждением, оценкой, советом. В его доме я встречал академика Крылова, Туполева, академика Ивана Матвеевича Виноградова — математика и академика Тарле. Кинорежиссер Эйзенштейн, художник Нестеров, скульптор, Мухина, писатели Алексей Толстой, Всеволод Иванов... Кто только не бывал в этом доме — и каждого Капица расспрашивает с тем пристрастием и стремлением выявить новое, главное, направляющее, общеполезное, которое мобилизует мысль, приводит ее в движение, толкает тебя вперед. Вот почему мне кажется, что многие, кроме меня, даже не будучи физиками, захотели бы причислить себя к школе Капицы...
Так получилось, наверное, потому, что значение Капицы определяется уже не только его научными работами. Он уже не просто физик, ученый, занятый непонятными научными проблемами, он человек, о жизни которого с одинаковым интересом говорят студенты, шоферы такси, журналисты, инженеры, врачи. Он — синоним разумной человечности, и от сознания того, что рядом, у Калужской заставы, живет этот человек, становится легче жить и дышать.
Добавить комментарий