Продолжение рассказа профессора Дорфмана

 

Мне казалось, что я оставил физику на­всегда. Я заинтересовался социальными нау­ками. Читал Маркса, Ленина. Как-то в трамвае встретил Иоффе и сказал ему, что оставил физику. Он расстроился. Начал переубеждать меня. Он говорил, что в физике тоже начи­нается революция. Резерфорд уже ведет бом­бардировку ядер. «Вы представляете, что мо­жет дать высвобожденная ядерная энергия?» Я не представлял. Но я не сдавался. Я рабо­тал в кассе социального страхования. Это за­нятие казалось мне более важным, ну а когда я перешел на работу в Совет народного хозяй­ства, думать о физике было некогда. Я думал о мировой революции. Но в двадцать первом году был издан декрет о возвращении студен­тов на учебу, и я вернулся в Политехни­ческий, уже не на электромеханический, а на только что созданный физико-механи­ческий.

Помню, в Лесном, в кабинете Иоффе, сто­яла печка-буржуйка, к лепному потолку на проволоке были подвешены трубы. Это была действительно буржуйская роскошь. Среди красного дерева профессорских кабинетов, золотом тесненных переплетов, трубы, подве­шенные к потолку, смотрелись достаточно странно. Но ко всему привыкаешь.

Мне давали паек — НУЧ (паек начинаю­щего ученого), целое сокровище — хлеб, ры­бу, фасоль,— но это было позже, по-моему, в двадцать втором году, уже после отъезда Иоффе и Капицы за границу. Многие годы из-за войны и революции наши ученые были отрезаны от мировой науки. Но интересно, что работы велись на самом высоком уровне. Достаточно вспомнить опыты Капицы и Семенова по определению спина электрона, то, что сейчас мы называем опытом Штерна и Герлаха. Наших опередили из-за форменной ерунды! В общем-то курьезный случай — по­люсные наконечники были изготовлены из немагнитного железа. Пока обнаружили ошибку, пока изготовили... Все это было бы совсем просто в любой лаборатории, только не в Петрограде двадцать первого года, где даже самая простая задачка превращалась в проблему. И тем удивительней, что в такое время создавались научные институты, велись крупные исследования. Жизнь не зами­рала ни на минуту...

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.