Аудитории Политехнического не отапливались. Чаще всего профессора читали лекции у себя на дому. По вечерам все занятия вообще отменялись: не было света. Трамвай до Петрограда не ходил. Профессора копали индивидуальные огороды и с академической точностью составляли графики — кому когда ходить дозором, стеречь картофельные посадки.

Часто вспоминались слова какого-то древ­неримского диктатора, кажется Суллы, о том, что кто хоть раз попробует огурцы со своего огорода, тот никогда не захочет быть дикта­тором.

Жена академика Иоффе завела коз и ак­куратный огородик с капустой, с картошкой. Много говорили о дороговизне, о болезнях, о войне, но были и другие разговоры.

23 сентября 1918 года в голодном Петро­граде был создан новый научно-исследова­тельский институт.

Сам факт организации научного институ­та в восемнадцатом году кажется событием фантастическим. Но институт был создан не только формально.

Ученые института должны были зани­маться изучением рентгеновских лучей и радия.

Институт состоял из двух отделов: физико-технического, которым руководил Иоффе, и медицинского.

Медикам повезло. Медики получили зда­ние бывшей гомеопатической лечебницы на бывшей Лицейской улице, а тогда уже улице революционера, красного профессора Рент­гена.

Для физико-технического отдела здания не нашлось. Скобельцын потеснился, отдал несколько комнат из своего институтского фонда.

Там работали ученики Иоффе, участники его семинаров: Лукирский, Дорфман, Капи­ца, Френкель, Семенов, Добронравов.

Капица работал вместе с Семеновым. На одном из недавних юбилеев лауреат Нобелев­ской премии Николай Николаевич Семенов, вспоминая те годы, сказал:

— Петр Леонидович Капица мой старый друг. Мы дружим вот уже скоро полвека. В 1921 году художник Кустодиев написал наш двойной портрет, который принадлежит Петру Леонидовичу. В день моего шестидеся­тилетия Петр Леонидович подарил мне боль­шую фотокопию этого портрета и написал на ней: «Портрет хорошо сохранился, но мы здорово постарели. Однако в душе мы оба так же молоды и глупы, как выглядим на портрете».

 

КУСТОДИЕВ Борис - Портрет Капицы и Семёнова1. 

 

В двадцатом году Капица и Семенов, со­трудники физико-технического отдела, разра­ботали метод определения магнитных момен­тов атомов. Этот же метод годом позже был предложен немецким ученым Отто Штерном и осуществлен им вместе с Вальтером Герлахом в Ростоке.

Опыт состоял в том, что между полюсами электромагнита пропускалась узкая струя, содержащая пары серебра. Струя ударялась в охлажденный экран, пар конденсировался, оставляя на экране размытую серебряную по­лоску. Согласно представлениям классической физики, в полученном пучке атомы должны были находиться в полном беспорядке с ося­ми вращения, направленными в самые разные стороны. Но при включении электромагнита серебряный след, вместо того чтобы лечь на экране нечеткой полосой, раздваивался самым аккуратным образом. Одна половина летящих атомов по пути слегка притягивалась к север­ному полюсу, другая — к южному. Оказалось, что по отношению к внешнему магнитному полю все атомы ориентированы: половина ато­мов вращается в одном направлении, полови­на — в другом.

 

 

  • 1. Этот портрет в книге "Почерк Капицы" опубликован не был. Портрет взят из Интернета. Зато некоторые фотографии, которые имеются в книге, наоборот, на сайте не приводятся из-за их плохого качества. — Прим. админа.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.