Был октябрь семнадцатого.

На заседании институтского совета профессор Радциг сообщил, что в связи с октябрьским переворотом состоялось заседание ректоров всех высших учебных заведений Петрограда. Решено Советского правительст­ва не признавать. Ни в какие сношения с «товарищами» не входить.

Академия наук составила воззвание против нового правительства, предложила институтскому совету присоединиться ко всем тем, кто печется о благе и процветании русской науки. Совет благоразумно отказался.

Ожидались новые события. Мирные переговоры с немцами  в Брест-Литовске были прерваны. Немцы начали наступление. Готовилась эвакуация важнейших предприятий и учреждений Петрограда, нужно было вступать в какие-то более тесные взаимоотноше­ния с новым правительством, нужно было вы­работать свою позицию... «Принимая во внимание, что деятельность ученых и учено-учебных учреждений, каким является Политехнический институт, имеет своею целью охранение и создание ценностей абсолютных, мировое и государственное значение которых не связано с государством тех или других партий, что существование института как учреждения государственного немыслимо вне связи с органами существующей власти, допустимо войти в сношения с Советом На­родных Комиссаров при условии действитель­ных гарантий возможности выполнять ту научно-просветительную работу, которая составляет задачу института». Этот довод о создании и сохранении абсолютных ценностей был предложен на заседании бюро младших преподавателей. Он показался профессорско­му совету вполне разумным, и на экстренном заседании под председательством того же профессора Радцига было решено вступить в деловые отношения с Советской властью. Тем более случай для таких взаимоотноше­ний представился незамедлительно.

Время было тревожное. Нарком по просве­щению Луначарский дал указание прислать в комиссию по разгрузке Петрограда подроб­ную и точную опись ценных приборов, ма­шин, инструментов и прочего учебного иму­щества. В Политехническом к эвакуации бы­ло подготовлено различного оборудования об­щим весом 30 тысяч пудов, о чем профессор Радциг и сообщил в комиссию по разгрузке. Но наступление немцев было отбито. Эвакуа­ция Петрограда не состоялась, Политехниче­ский институт продолжал выполнять свои обычные научные и учебные функции. Дел было много. Политехнический институт начал проводить реформу, задуманную ещё задолго до революции.

В свое время против реформы возражало царское правительство и Временное прави­тельство, а теперь некому было возражать: в институте начали создавать новые факуль­теты и кафедры.

Первым родился физико-механический фа­культет. Была назначена комиссия для раз­работки учебного плана и программы. Деканом утвердили академика Иоффе, членом президиума — академика Крылова.

Петр Леонидович Капица — преподаватель физики и механики — вошел в комиссию как представитель от студентов.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.