Трансакция — элементарный акт общения, представляющий собой стимул и ответную реакцию, причём предполагается, что сущность стимула и реакции выражены на языке трансактного анализа.

Дополнительные трансакции, а их всего 3х3=9, имеют следующую структуру: X Y, Y X, (сокращённо X <—> Y) здесь буквами X и Y обозначены любые эгосостояния. На рисунках, подобных рисунку 4, дополнительность стимула и реакции изображается в виде параллельных линий.

Процесс общения, где имеются одни лишь дополнительные трансакции, характеризуется бесконфликтностью, при этом стороны общаются сколь угодно долго, до тех пор, пока им не надоест.

Бесконфликтность дополнительных трансакций объясняется тем, что на бессознательном уровне партнёры всё же подстраиваются друг к другу, учитывают состояние друг друга, даже если на смысловом уровне общение конфликтно. Например:

(109)

— Ты опять не выполнил домашнее задание!

— Я не записал его в дневник.

— А где был твой дневник? Дома оставил?

— Дневник у меня был с собой, я не успел записать.

— Вечно ты не успеваешь записать! Кто должен за тебя записывать домашнее задание?

— (Молчит, голову повесил, — тоже ответ.)

— А что, нельзя было узнать задание у товарищей? Как тебя не спросишь, ты всегда не знаешь, что задано!

— Я больше не буду.

— Ты только говоришь, что не буду!

— (Заплакал).

— Ладно, уж успокойся! Что же делать, раз ты такой! Не плачь!

— (Ещё сильней заплакал)

И т.д. Трансакции (Р <—> Ре).

Если на учебных занятиях поддерживается деловая обстановка, то в отношениях учитель-ученик чаще всего встречаются следующие трансакции:

Р <—> В, когда ученик выполняет какое-либо задание (эгосостояние “Взрослый“), а учитель (эгосостояние “Родитель“) его контролирует и опекает, предупреждая возможность ошибок, кроме того, учитель помогает извлекать из ошибок уроки.

В <—> В, когда учитель и ученик решают какую-то задачу на равных.

Общение на уровне трансакций Р <—> В и В <—> В наиболее плодотворно в учебной работе.

Впрочем, возможны самые различные трансакции:

Ре <—> Ре, когда и учитель и ученики довольны каким-либо результатом, отвлеклись от дела и вместе переживают успех. Или наоборот, учитель, и ученик конфликтуют, переполненные отрицательными эмоциями. Отсюда понятно, что переход с эмоционального (Ре <—> Ре) уровня общения на деловой (В <—> В) обычно помогает погасить конфликт.

Преподаватель может попросить студентов проследить за правильностью громоздких математических вычислений, выполняемых им на доске. Тогда их общение будет описываться трансакциями Р(студенты) <—> В(преподаватель).

Трансакции Р <—> Ре применяются тогда, когда учитель добивается послушания или проявляет об ученике заботу.

Трансакции типа В (учитель) <—> Ре (ребёнок) в учебном процессе приемлемы, как правило, тогда, когда они соответствуют социальным ролям, т.е. когда учитель, как взрослый человек взаимодействует с учеником, как с ребёнком. При правильно построенных отношениях трансакция В <—> Ре означает, что взрослый понимает ребёнка, принимает его таким, каков он есть, а также признаёт за ребёнком соответствующие его возрасту права. При этом у учащегося усиливается положительный эмоциональный настрой, повышается уровень учебной мотивации.

 

Комментарии (1)

Алена Арбенина (не проверено) - Пнд, 24/04/2017 - 15:06

Важный момент - дополняющая трансакция может развиваться неограниченное время, т.к. устраивает обе стороны и не содержит почвы для конфликта.
Отличная статья, спасибо!
Еще можете здесь почитать подробнее о теории взаимодействия https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/transaktniy-analiz-erika-berna

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.