Опорные слова к вопросу №4 — здесь
Учение о методе составляет особую область знания - методологию; это система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология относится и к теоретической, и к практической деятельности человека, существуют методология педагогической деятельности, методология психологической науки и т.п.
Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т.п.
Различают философский и конкретно-научный уровни методологии. Философская методология разрабатывает всеобщий метод познания мира, способы духовной деятельности людей.
Методология специальной, конкретной области знания представляет собой сумму методологических принципов, которыми должен руководствоваться ученый или практик, чтобы получить истинный результат.
Люди, далёкие от науки считают, что учёные из одной области науки придерживаются примерно одних и тех же взглядов и теорий на ту реальность, которую они изучают. На самом деле это не так. Учёных объединяет то, что они руководствуются одними и теми же методологическими принципами. Следуя этим принципам, учёные нередко приходят к разным взглядам, получают противоречащие друг другу учения, теории. Возникает основа для столкновений идей, для споров, - так рождается истина.
Если исследователь не придерживается методологических принципов, принятых в данной области науки, то его результаты, какие бы они ни были, не признаются научным сообществом. Потому что чаще всего такие результаты неправильные. Очень и очень редко бывает наоборот: исследователь - гений, революционер в науке, его результаты правильные, а в перестройке нуждаются методологические принципы. Но и в этом случае гений надолго останется непризнанным.
Добавить комментарий