В долине Нила, т. е. в полосе плодородной земли, шириной от 5 до 30 верст, которая на протяжении 3.000 верст тянется от Средиземного моря до центра Африканского материка, в течение тысячелетий развивалась жизнь народа, место которого во всей семье прочих человеческих рас с точностью еще не установлено. Этот народ обладал огромным художественным дарованием1, жгучей фантазией в области мифотворчества, волшебства и магии, поразительным консерватизмом как в отношении устройства своей жизни, так и во всех своих учениях и верованиях. Его мысль, по-видимому, особенно напряженно работала над проблемой смерти и времени и искала выхода в таких формах культа, которые могли, по их суждению, предопределить индивидууму победу над смертью и вечное бытие. Так, фараон, как царь, уходит в вечность постройкой огромных пирамид и дворцов; как отдельный человек — он и все прочие спасаются необычайно сложным погребальным ритуалом и предохранением останков от уничтожения; ясно, что при такой окраске мышления мы должны встретить и упорную работу над проблемой счисления времен.

Этот народ, столь особенный по своему темпераменту, жил среди природы, единственной в мире и которой он никоим образом не мог понять.

Египет — дар Нила. Все его существование и благоденствие было связано с рекой; не будь ежегодных ее разливов, культурная полоска «черной земли» (как египтяне называли свою страну) слилась бы с окружающей пустыней. Самое название реки имеет общий корень с такими понятиями, как «таинственный», «загадочный»; однако происхождение слова «Нил» совершенно не выяснено.

Откуда Нил берет свое начало, египтяне не знали и знать не могли2; чем вызваны его разливы, для них, конечно, тоже было загадкой; ведь еще великий астроном Птолемей во II в. н. э. полагал, что они вызваны таянием снегов неких мифических гор3. Но эти разливы происходили ежегодно с незапамятной древности и притом с неизменной правильностью; египтяне следили за ними с отдаленнейших эпох — отметки высот реки находятся на памятниках времен 3.500 лет до н. э. Разливы Нила не только обусловливали урожай и все течение хозяйственной жизни страны: они же вызывали к жизни и технику, ибо иногда после разлива надо было перемежевывать участки, ввиду чего развивалось землемерное искусство, связанное с основами геометрии. С ними же, несомненно, были связаны и первые астрономические наблюдения.

Действительно, и в настоящее время Нил разливается в самое время летнего солнцестояния. В календаре коптов (это чистые потомки древних египтян, принявшие христианство в V в. и не смешавшиеся с арабами) от времен фараонов и до наших дней сохранились особые праздники Нила. Так, например, ночь на 17 июня (по нашему счету) называется «Ночью слезы», ибо в эту ночь, по учению древних, слеза богини Изиды падает в реку и вызывает ее разлив. Около 21 июня, т. е. в самые дни солнцестояния, в Каире начинается подъем реки; с 3 июля глашатаи объявляют горожанам высоту воды; последующий ход разлива связан с другими праздниками и обычаями, о которых здесь нет основания говорить. Но это примечательное — и трудно объяснимое — совпадение разлива с солнцестоянием, эта связь жизни Нила, жизни всей страны с одним из основных и легко наблюдаемых моментов годового солнечного круга, не могли не приковывать внимания всех, кто в эти отдаленные времена уже думал над окружающей природой.

К этим впечатлениям в довольно далекие эпохи египетской истории присоединялось еще одно: во время солнцестояния и, следовательно, около времени разлива реки происходило и первое утреннее появление Сириуса, его первый гелиакический восход. Вслед за последним видимым заходом эта блестящая звезда в течение двух с половиной месяцев в Египте вовсе невидима; но к солнцестоянию, когда Солнце жгло пустыни со своей наибольшей высоты, над горизонтом вновь показывалась самая яркая звезда неба в лучах утренней зари.

В истории Египта все так необыкновенно, что здесь историки и астрономы совершенно спокойно переходят из тысячелетия в тысячелетие, предполагая, что примерно за 3.500 лет до н. э. уже созрела достаточно сложная культура, сохранившаяся потом на много веков. Если мы примем, что простейшие астрономические наблюдения начались действительно так давно, то следует прежде всего вычислить, в какие именно дни в различные эпохи египетской истории мог наблюдаться первый утренний восход Сириуса. Это дано в табл. 4, вычисленной для широты Мемфиса, культурного центра древнего Египта (развалины его вблизи Каира, 30° сев. широты); в ней показано, за сколько дней до или после солнцестояния происходил первый видимый восход Сириуса, а затем и самая дата этого явления в обыкновенном юлианском календаре (египтяне, конечно, им не владели); числа третьего столбца получены сочетанием чисел второго столбца с датами солнцестояний, взятыми из табл. 2.

Приводя эти данные, мы вновь оговариваемся, что наблюдения первых восходов существенно зависят от условий метеорологических; это особенно важно именно в Египте, где утренний горизонт окутан испарениями.

 

Таблица 4

Первый видимый восход Сириуса в Египте

Эпоха

Число дней до или после солнцестояния

Дата восхода, 

Июль

– 4000

–6d,6

19,2

– 3500

–3,2

19,0

– 3000

+0,4

18,8

– 2500

+4,2

18,7

– 2000

+8,2

18,7

– 1500

+12,3

18,8

– 1000

+16,4

18,9

–   500

+20,7

19,1

         0

+25,2

19,5

+  500

+29,7

19,8

 

Кроме того, надо представить себе, что самое явление первого восхода есть, в идеальном случае, явление мгновенное: не успеет звезда блеснуть над горизонтом, как она должна уже погаснуть в солнечных лучах; поэтому ясно, что вместо первого восхода легко может быть наблюдаем только второй или третий; следовательно, приведенные здесь числа не доказывают, что египтяне действительно наблюдали этот восход именно в показанные дни. Наконец, все вычисление основано на традиционном (идущем от Птолемея) положении, что звезды первой величины видимы на первом восходе — в тот момент, когда Солнце поднимается на 11° под горизонтом.

Так или иначе, наши числа констатируют, что около эпохи –3.000 первые восходы звезды фактически совпадали с солнцестоянием, а следовательно, и с началом разлива реки. Получалось действительно удивительное сочетание этих трех явлений, и оно произвело свое впечатление на народ. Сириус, или Сотис (как потом выговаривали греки его египетское название), получил совершенно исключительное значение в миропонимании египтян; своим появлением он как бы вызывал благодатный разлив; его отождествляли с Изидой и приобщили к культу бога Озириса. В одном из текстов эпохи пирамид (2900 — 2750 гг. до н. э.) в обращении к этому божеству говорится: «Сотис, дочь твоя любимая, которая создала твои плоды (т. е. наводнениями производит пищу), она же годом называемая ведет к тебе такого-то (умершего), когда он является перед тобой».

Здесь же следует отметить и ряд надписей, относящихся к значительно более поздней, именно греко-римской эпохе (рис. 6); они находятся в знаменитом храме богини Хатор в Дендере, начатом постройкой при последних Птолемеях и законченном только при императоре Тиберии (14 — 37 г г. н. э.).

 

 

Перевод их гласит:

1. Божественная Сотис вызывает Нил  к началу года.

2. Сотис, великая, блистает на небе, и Нил выходит из обоих (его) источников.

3. Божественная Сотис производит разлив Нила в его верховьях.

Все эти тексты показывают, насколько глубоко связан был Сириус с мыслью египтян на протяжении тысячелетий.

Немудрено, что на почве этих представлений вырабатывался сложный культ обожествленной звезды с различными обрядами и празднествами, последний отзвук которых мы имеем в календаре коптов.

Для нас сейчас, важно отметить, что год египтян есть год Солнца, Нила и Сириуса, как бы спаянных в своем возвращении между собой. Счисление времени по солнечным годам велось в Египте с незапамятных времен; эти солнечные годы в определенную эпоху начинались с восходом Сириуса; его первое явление было как бы астрономической маркой начала года.

Правда, табл. 4 показывает, что такое идеальное соотношение не осталось навсегда; постепенно Сириус расходился с Солнцем и Нилом; к эпохе расцвета египетской монархии (XVIII династия, около —1.500) его восход уже происходил на 12 дней позже солнцестояния; к VI в. до н. э. — на 20 дней. Но для египтян это чрезвычайно медленное расхождение Сириуса с солнцестоянием есть факт второстепенный, вероятно, даже не вполне усвоенный; год природы для них всегда год Сириуса; фиксировать его восходы в календаре — значило бы для них построить правильный солнечный календарь. Как же могла быть решена эта задача в схеме египетского календаря?

Дело в том, что этот календарь был самый простой и радикальный, какой только можно вообразить; Луна в нем не играла роли, во всяком случае явной. Календарной единицей времени был год в 365 дней; он делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом4; за 12 месяцами считалось 5 добавочных дней («те, что над годом»; у греков эти дни носили название «эпагомен»). Каждый месяц делился на три декады5, по 10 дней в каждой; каждая из 36 декад была посвящена особому мифическому «декану»; их строгий хоровод изображен на многих египетских памятниках астрономического, или, вернее, астрологического, содержания. Насколько такой календарь проще нашего, с его совершенно абсурдными месяцами в 28, 29, 30 и 31 день!

В таких годах, по 365 дней, египтяне вели счет времен из столетия в столетие; читатель согласится, что, само по себе взятое, определение длины года в 365 дней есть очень крупное научное завоевание: это действительно есть целое число дней, наилучшее подходящее к точной длине астрономического солнечного года (365d,2422); но так как это число меньше действительной продолжительности года, то легко выяснить, что от этого должно происходить.

Чтобы сделать это вполне наглядным, возьмем другой пример: пусть кто-нибудь измеряет длину, равную двум аршинам, неправильной аршинной линейкой, которая разделена на 16 равных частей, но длина которой, — что ему неизвестно, — в действительности составляет 15 вершков. Отложив свою линейку два раза, измеритель найдет еще остаток, который, как нетрудно видеть, составит  деления его линейки. Следовательно, в его слишком короткой мере данная длина оказалось больше надлежащей ее величины, ушла, если так можно сказать, вперед. Точно так же, если годы, в каждом из которых больше 365 дней, я буду измерять годами в 365 дней, то всякий момент, точно фиксированный в действительном солнечном году, в моем слишком коротком календаре уйдет вперед. Наоборот, в слишком длинном календаре явления действительного года будут отставать. Поэтому, если египтяне, начав однажды год с солнцестояния, считали затем в годах всегда по 365 дней, то солнцестояние в этом календаре должно было бы непрерывно продвигаться вперед, т. е. с первых чисел первого месяца постепенно переходить на следующие, и т. д.

Так как на каждом году они делали ошибку в 0,2422 дня, то в 100 лет солнцестояние в их календаре смещалось на 24 дня вперед, в 1.000 египетских лет уходило на 8 мес. и 2 дня вперед. Таким образом, начало египетского года постепенно продвигалось вперед по всем месяцам, с лета на осень, зиму и весну; по этой причине год египтян получил впоследствии название блуждающего. И египтяне сами, несомненно, познали этот особый характер их летоисчисления в отношении Солнца. Но он раскрылся им численно не из наблюдений Солнца (до чего их искусство не дошло), а все из тех же наблюдений первых восходов Сириуса — Сотиса.

Действительно, третий столбец табл. 4 раскрывает чрезвычайно любопытное обстоятельство: на широте Мемфиса первый восход Сириуса, если считать в нашем обыкновенном календаре, в течение тысячелетий держался на одной и той же дате, именно на 19 июля. Такое строгое постоянство гелиакического восхода вовсе не должно иметь места в любых широтах и для любой звезды. То, что мы видим здесь, есть скорее исключение; даже для других пунктов Египта такого абсолютного постоянства установить нельзя. Однако именно из вышеприведенного факта и сделаны выводы, давшие нам в конце концов правильный календарь.

Действительно, мы можем сказать так: календарь, в котором построена табл. 4, предполагает, что длина года составляет 365¼  дня. Так как в этом календаре восходы Сириуса в течение огромных промежутков времени держатся почти в точности на одной дате, на 19 июля, то я могу сказать, что от одного утреннего восхода Сириуса до другого проходит ровно 365¼ дней; иначе, как мы видели, это явление передвинулось бы в календаре либо вперед, либо назад.   Условимся теперь промежуток времени между двумя первыми восходами Сириуса называть годом Сириуса. Мы можем тогда высказать следующее положение: год Сириуса есть промежуток времени, в точности равный 365¼  дням6, подразумевая при этом, конечно, что дело идет о наблюдениях на параллели 30° сев. широты в эпохи от –4.000 до начала нашей эры приблизительно. А это положение в свою очередь приводит нас к такому основному факту: за каждые четыре блуждающих года первый утренний восход Сириуса продвигается в египетском блуждающем году ровно на один день вперед.

Для нас это совершенно ясно арифметически, ибо

365¼  х 4 = 365 х 4 + 1;

но посмотрим, как могли наблюдать это явление сами египтяне и предположим, что в 1-й день какого-либо определенного египетского года (1-е число первого месяца Тот) восход Сириуса происходил в 3h40m утра (это приближенно соответствует его восходам в Мемфисе, около времени летнего солнцестояния, в эпоху  –3.000).

Таблица 5

Восходы Сириуса в египетском календарном году

 

Дата

1-й  год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

1-е Тот

3h 40m

3 h 41m

3h 42m

3h 43m

3h 44m

2-е Тот

3h 36m

3h 37m

3h 38m

3h 39m

3h 40m

3-е Тот

3h 32m

3h 33m

3h 34m

3h 35m

3h 36m

4-е Тот

3h 28m

3h 29m

3h 30m

3h 31m

3h 32m

 

В табл. 5 показано, когда происходило явление в последующие дни того же года, а затем и в одноименные дни следующих египетских лет. Если предположить идеальный случай видимого восхода, т. е. что звезда, взойдя в 3h 40m, мгновенно гаснет в лучах зари, то ясно, что на второй год мы этот восход увидим в день 1-е Тот, но уже во всяком случае хуже, чем в первом году, ибо к восходу звезды Солнце будет уже несколько ближе к горизонту, чем в первом году. На второй и третий год мы первого восхода в день 1-е Тот не увидим вовсе; звезда восходит, когда Солнце уже две или три минуты ярко освещает небосклон; но затем на пятом году мы снова будем иметь возможность увидеть первый восход при тех же самых условиях, т. е. с  той  же самой отчетливостью, что и в первом году (в 3h40m);  иными словами, первый восход продвинется в блуждающем году за четыре года на один день вперед.

Читатель сразу заметит, что именно нужно сделать, чтобы восход в 3h40m продолжал бы оставаться на 1-м Тот. Для этого нужно, очевидно, к концу четвертого года прибавить один лишний (366-й) день; тогда тот день, который называется 1-е Тот пятого года, назывался бы 366-м (или лучше 6-м дополнительным) днем четвертого года; 2-е Тот пятого года называлось бы 1-е Тот пятого года, и восход Сириуса на пятом году снова пришелся бы на 1-е Тот.

Нельзя сомневаться в том, что египетские жрецы уясняли себе указанные здесь соотношения; но практического выхода из них они не нашли; консервативный египетский ум, очевидно, не вмещал понятия года с дробным числом дней; в могильный склеп можно поставить 365 фигурок («ушебти»), из которых каждая должна работать за покойного один день в году; поставить их 365 с четвертью, увы, нельзя — так или иначе египетский год продолжал «блуждать». Насколько такое блужданье было чувствительно для обихода повседневной жизни, — это другой вопрос; за 60 лет 1-е Тот уходило на две недели от Солнца, Нила и от Сириуса; вероятно, это не очень бросалось в глаза, ибо даже Геродот, посетивший Египет в V веке до н. э., не заметил этого свойства египетского года, а, напротив, отдавал дань его простоте и постоянству, ставя его гораздо выше запутанного греческого лунно-солнечного календаря.

 

  • 1. Вся глубина этого дарования раскрылась только после находки гробницы Тутанхамона (XVIII династия, около 1350 г. до н. э.).
  • 2. Первый европеец, подошедший к верховьям Нила у озера Викто­рия Нианза, был англичанин Спек (28 июня 1863 г.).
  • 3. Только в нашу эпоху доказано, что их причина в необычайно сильных весенних ливнях на Абиссинском плато.
  • 4. Египетские названия месяцев: Тот, Фаофи, Атир, Хойяк, Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути, Пахон, Пайни, Эпифи, Месори.
  • 5. Позднейшее греческое обозначение.
  • 6. Более строгое вычисление показывает, что 1.000 «годов Сириуса» отличаются от 1.000 лет по 365¼  дней на один день.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.