Опорные слова к вопросу №26 — здесь
Следствием интенсивных стрессовых и фрустрационных переживаний может стать эмоционально-личностная дезадаптация, которая, как правило, возникает
- в критические возрастные периоды;
- в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку, вызывающих роет его психической напряженности;
- при наличии психотравмирующих событий и взаимоотношений в семье и др. сферах жизни;
- в экстремальных ситуациях (военные действия, техногенные катастрофы и др. обстоятельства, вызывающие посттравматическое стрессовое расстройство).
Дезадаптация может сопровождаться следующими нарушениями:
- физиологические нарушения (нарушение сна, потеря аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и т. п.),
- эмоциональные нарушения (страх, агрессивность, эмоциональная отчужденность);
- поведенческие нарушения (навязчивые движения, ступор, симптомы избегания).
Поведенческие нарушения проявляются по-разному, в зависимости от возраста дезадаптированного субъекта. Например, у детей младшего возраста поведенческая дезадаптация обычно проявляется в форме «срыва тормозных механизмов регуляции поведения», что сопровождается «расторможенностью» (повышенная бессмысленная двигательная активность, эмоциональное перевозбуждение, перепады настроения, резкие переходы к плаксивой вялости, апатии, заторможенности). У старшеклассников и взрослых людей дезадаптация часто проявляется в форме депрессии (состояние эмоциональной подавленности).
В учебной деятельности эмоциональная дезадаптация выражается в резком ухудшении концентрации внимания, в снижении функций памяти, затрудненности речи (паузы, запинки вплоть до заикания), страхе перед контрольными работами и вопросами учителя, т.е. познавательные процессы фактически блокированы отрицательными эмоциями.
Добавить комментарий