Опорные слова к вопросу №26 — здесь
К понятию стресса приближается по значению понятие фрустрации.
Сам термин в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, чувствах тревоги, отчаянья, гнева, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, препятствующими удовлетворению потребности.
Иными словами, фрустрация - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, затрудняющей достижение цели и удовлетворение актуализированной потребности.
Такой помехой может стать физическая преграда, пространственная удаленность объекта потребности, социальный запрет или нравственный императив. В теории психологического поля Курта Левина выделяется ряд внешних барьеров, столкновение с которыми порождает фрустрацию в детском возрасте. Это «физические или вещественные» (материальные препятствия), «социологические» (орудия власти и принуждения, которыми располагает взрослый в силу своей социальной позиции) и «идеологические» барьеры, включающие в себя цели и ценности, признаваемые самим ребенком («хорошие дети так себя не ведут»).
Фрустрация создает, наряду с исходной новую, защитную мотивацию направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация совокупно реализуются в эмоциональных реакциях.
Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на возникающие препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных поведенческих реакциях (оскорбление, физические нападки на человека, с которым связаны трудности, деструкция по отношению к объектам).
Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда препятствие возникает при наличии повышенной мотивации.
Добавить комментарий