В случае пересекающихся трансакций стимул и реакция на рисунке, подобных рисунку 4, изображаются не параллельными линиями. Их формула такова: X Y, Z T, причём или X не совпадает с T, или Y не совпадает с Z, или имеют место оба несовпадения. Здесь буквами X, Y, Z и T обозначены любые эгосостояния.

Всего пересекающихся трансакций вместе с дополнительными 9х9=81, вычитая из этого количества 9 дополнительных, получаем, что пересекающихся трансакций 81-9=72.

Согласно Э. Берну [5] чаще всего встречаются следующие четыре вида пересекающихся трансакций.

1. Ре Р, В В — “раздражительная реакция“, когда человек ищет сочувствия, а получает голые факты.

2. Р Ре, В В. Такая реакция может быть воспринята как “дерзость“, когда вместо послушания, реагирующий обращается к фактам, показывая, какой он “умный“ и независимый.

3. В В, Ре Р. Такая трансакция называется реакцией перенесения. Она характеризуется неуместной эмоциональностью. Индивид ищет защиту и поддержку.

Один из вариантов такой реакции состоит в том, что реагирующий “валяет дурака“, показывает себя несмышлёнышем, вместо того чтобы работать.

4. В В, Р Ре. Такая трансакция называется реакцией контрперенесения.

Она может проявиться, в грубом одёргивании или же, наоборот, в опёке и поддержке человека, который рассчитывает на равноправное сотрудничество. Например, ученик пересказывает выученный дома параграф учебника. (В В). Учитель перебивает ученика: “Ты что плетёшь? Читать разучился или совсем сдурел?“ (Р Ре)

Впрочем, все другие пересекающиеся трансакции тоже встречаются нередко.

(110) Например, учитель попросил ученика о помощи в проверке тетрадей. В ходе проверки ученик говорит: “Как много ошибок наделали! (Р, ученик Р, учитель).

Ответом учителя может быть дополнительная трансакция “Да, да, много“ (Р, учитель → Р, ученик), или же самые разные пересекающиеся трансакции:

— Ты лучше на себя посмотри! У тебя ещё больше ошибок! (Р, учитель → Ре, ученик). Или:

— Потом поговорим об этом. Сейчас я внимательно проверяю и ты тоже старайся, проверяй (В, учитель → В, ученик). Или

— Не отвлекайся! Проверяй старательно! (Р, учитель → В, ученик).

 

Комментарии (1)

Алена Арбенина (не проверено) - Пнд, 24/04/2017 - 15:38

Надо отметить, что пересекающиеся трансакции – один из самых вероятных источников межличностных конфликтов.
Спасибо за статью, вот тут прекрасное дополнение к ней https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/transaktniy-analiz-erika-berna

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.