Человек творит себя сам
Суть развития зрелого человека на протяжении всей его оставшейся жизни состоит в том, чтобы развиваться в направлении индивидуальности, а затем, если получится, и сверхчеловека.
Развитие возможно лишь через соответствующую деятельность.
Какая именно деятельность будет в каждый момент сознательной жизни человека, определяется выбором самого человека. Поэтому только сам человек, и никто иной, творит себя (или не творит) всю свою сознательную жизнь.
И получается, что жизнь человека — это бесконечная череда иногда осознаваемых, а чаще всего неосознаваемых выборов путей дальнейшего развития.
Именно в результате бесчисленного числа выборов, определяющих путь развития человека, личность превращается в уникальную и неповторимую индивидуальность, а затем и в сверхчеловека. При этом какие-то возможности навсегда закрываются, остаются нереализованными, а другие, наоборот, открываются.
«При каждом своем выборе ты рискуешь жизнью, которая у тебя могла бы быть, и всегда, приняв решение, ты теряешь её» (Ричард Бах).
Иначе говоря, любой реализованный выбор необратим, его нельзя отменить — назад пути нет.
Поэтому сомневаться и размышлять можно лишь до начала реализации принятого решения. А потом нужно действовать, не отвлекаясь на сомнения, опасения или колебания, потому что время для сомнений уже в прошлом, а также потому, что впереди — миллионы решений, которые ждут своего часа. Такое поведение Карлос Кастанеда в книге «Отдельная реальность» называет путём воина.
Очень немногие выборы настолько значимы, что заметно влияют на судьбу человека, причём судьбоносные решения часто принимаются неосознанно. А значимые и осознаваемые выборы случаются в жизни человека очень редко, такое бывает буквально несколько раз в жизни.
Отказ от выбора, особенно в серьёзных, узловых жизненных ситуациях чреват экзистенциальными проблемами. Эрих Фромм в своём «Кредо» писал: «Подлинным несчастьем для многих оборачивается то, что они избегают выбора. Они ни живы, ни мертвы. Жизнь становится для них бременем, бессмысленным предприятием, а деловая активность — средством самозащиты от мучительного пребывания в царстве теней»1.
Однако, подавляющее большинство выборов — мелкие, неосознаваемые, и, скорее всего, каждый такой выбор, взятый отдельно, ни на что не влияет. Зато в совокупности, взятые вместе, они обладают большим судьбоносным потенциалом.
А теперь рассмотрим простой пример.
Человек моет чашку. Если он захочет, то может в любой момент прекратить мыть чашку. Или он поневоле прекратит мыть чашку, когда чашка окажется достаточно чистой. И тогда человек будет вынужден решать, что делать дальше.
Этот пример показывает, что выборы делаются на стыке деятельностей, при этом не важно, как прекратилась предшествующая деятельность: она может остановиться сама собой по тем или иным причинам, или быть прерванной человеком произвольно.
Поскольку любую деятельность можно в любой момент произвольно остановить, то человек может делать выбор буквально каждое мгновение.
Теперь вернёмся к примеру.
Человек моет чашку. Остановив в какой-то момент эту деятельность, человек может или пойти включить радио, или заглянуть в холодильник, или залезть под стол, или станцевать гопака ... Наконец, он может вернуться к первоначальной деятельности, и как ни в чём не бывало продолжать мыть чашку.
Иногда людям кажется, что выбирать не из чего, т. е. имеется всего лишь пара-тройка вариантов для выбора. Но они ошибаются, поскольку не в состоянии усмотреть бесчисленное множество открывающихся возможностей, что является психологической ошибкой людей, а не свойством реальности.
Реальность такова, что всегда допускает множество вариантов развития, и при каждом выборе перед человеком открывается и закрывается буквально миллион возможностей.
Кто-то возразит, дескать, бывают тупиковые, безысходные ситуации, когда выбор практически отсутствует. Например, в концлагере человек вынужден делать то, что прикажут, и вообще, там не до выборов: «шаг влево, шаг вправо — попытка к бегству, расстрел».
Но опыт выдающихся людей свидетельствует об обратном. Например, Яков Трахтенберг разработал в концлагере уникальную систему устного счёта, неоднократно бежал из концлагеря, последний побег оказался успешным.
Наконец, иногда человек в силу каких-то причин осознанно отказывается делать выбор; такой отказ является полноценным выбором.
Выбор как продукт рефлексивного сознания
Допустим, человек решил помыть руки. Он сделал выбор в пользу мытья рук или нет?
Скорее всего, нет. Человеку не пришлось делать такой выбор, потому что он привык в определённых ситуациях мыть руки.
Конечно, имеется некоторая вариативность возможного поведения, в частности, он может отложить мытьё рук, поскольку предстоит занятие грязной работой, или он может мыть руки холодной или тёплой водой и т. п.
Но всё равно, подобные варианты возникают на основе прошлых выборов, т. е. человек делает одно и то же, буквально один в один повторяя прошлый опыт. — Такое неосознаваемое воспроизведение прошлого поведения всего лишь подобие жизни, а не жизнь как таковая.
Про людей, уклоняющихся от жизненно значимых выборов, Георгий Иванович Гурджиев образно писал:
«Все, что человек говорит, делает, думает, чувствует, — все это случается … Все случается совершенно таким же образом, как вследствие изменений в верхних слоях атмосферы выпадает дождь, как тает снег под лучами солнца, как пыль вздымается ветром».
В этой цитате говорится о жизни человека, функционирующего на низших уровнях деятельности, регулируемых бытийным сознанием. И лишь изредка перед таким человеком возникают проблемы, требующие нестандартных решений.
А поскольку «… всё случается …», то человек как бы и не живёт. — Это только видимость, что человек живёт и действует. В лучшем случае можно сказать, что человек спит.
Представляете?! Целый мир спящих людей!...
Человек оживает, просыпается лишь в те мгновения, когда делает выбор. Он как бы оказывается на перекрёстке дорог и вынужден думать, выбирать, потому что старая дорога закончилась. Нужно выйти за пределы старого пути и определиться с новыми возможностями. — Здесь встреча с проблемой, отсюда следует неизбежность рефлексирования.
Делая выборы, человек оживает, «просыпается», рефлексирует, т. е. функционирует на высших уровнях деятельности, руководствуется самым высшим, рефлексивным сознанием.
Итак, выборы являются продуктом рефлексивного сознания.
Наконец, понятно, что в психике духовно развивающегося человека рефлексивное сознание должно, насколько возможно, преобладать над бытийным сознанием.
Как делаются выборы
Разные люди делают выборы по-разному.
Рациональные люди сначала прогнозируют будущее, оценивают возможные варианты развития событий, а затем выбирают тот вариант, который представляется им наилучшим.
Есть люди, делающие выбор на основе интуиции. Её называют по-разному: голос Ангела-хранителя, голос Бога, шёпот природы. В частности, интуиция Сократа — демон, который указывал Сократу, что делать не следует.
Интуицию можно стимулировать, а именно: можно довериться жребию, гаданиям на картах или по Книге перемен и т. п. Похоже на то, что гадания довольно эффективны, если гадать редко, лишь в исключительных случаях.
А непосредственные и эмоциональные люди чаще всего выбирают импульсивно, исходя из своих мечтаний, желаний и сиюминутных влечений.
Пример неудачного выбора.
Миф о царе Мидасе.
Мидас радушно принял у себя Силена, воспитателя и спутника Диониса, после чего довольный Силен сказал Мидасу: «Проси, что пожелаешь».
Но, увы, не на благо!
Царь, себе на беду, говорит:
«Так сделай, чтоб каждый
Тронутый мною предмет
становился золотом чистым!»
Овидий. Метаморфозы, ХI (пер. С.Шервинского)
Просьба была удовлетворена, и Мидас мог бы стать самым богатым человеком на Земле, потому что любой предмет, даже ветки и камни, комья земли, сухие колосья и струи воды, — всё теряло свое естество, превращалось в золото, всё обретало цену.
«... Но, увы, не на благо!...»
Любая пища звенела у него на зубах, как монеты. Любое питьё «через глотку расплавленным золотом льется». Мидаса ожидала голодная смерть, он чах на глазах …
Этот пример показывает, что нужно быть осторожными в мечтаниях — иногда они сбываются!
А вообще-то, как бы выборы ни делались, человек нередко получает вместо полезного вредное, совсем не то, что ему действительно нужно.
И это удивительно!
Человек в миллионы раз сложнее самого современного, самого продвинутого компьютера. Он мог бы решать задачи невероятной сложности. Но многие люди даже половину с третью без ошибки сложить не могут!..
Почему?
Причины две:
— недостаточное развитие сознания-деятельности, иными словами, недостаточное развитие человеческого потенциала в человеке,
— хаотическая активность, которая является проявлением животного естества в человеке.
- 1. Эрих Фромм. Душа человека: Перевод. — М.: Республика, 1992. — (мыслители XX века). ISBN 5 – 250 – 01511 – 5. С. 370.
Добавить комментарий