Природа хаотической активности
Представьте себе поток воды.
Движения всех молекул воды, складываясь, составляют поток воды как единое целое. Но главное движение, в котором участвуют отдельные молекулы воды в потоке — хаотическое тепловое движение. Чем более нагрета вода, т. е. чем выше её температура, тем интенсивнее хаотическое движение.
Нечто похожее происходит в нервной системе человека, содержащей около ста миллиардов нейронов. Каждый нейрон — чрезвычайно сложное образование, он связан с множеством других нейронов. Именно через межнейронные связи нейроны обмениваются сигналами, которые, в конечном итоге, обеспечивают функционирование нервной системы человека.
Один межнейронный сигнал совершенно ничего не значит, но когда в нервной системе преобразуется и обрабатывается тьма тьмущая, мириады межнейронных сигналов, тогда получаются результаты, которые представляются нам функционированием человеческой психики.
Итак, в нервной системе каждого человека царит хаос. Он проявляется на телесном, эмоциональном и ментальном уровнях как неконтролируемые, спонтанные телесные ощущения и движения, неожиданные эмоции, смена настроений, неконтролируемые мысли, бесконечное внутреннее бормотание и т. п.
Именно благодаря хаосу сознание большинства людей неустойчиво, оно мечется от одной мысли к другой, напоминая дикую обезьяну, прыгающую с ветки на ветку.
Важно понимать, что хаотическая активность чужда человеческой субъектности. Человек скажет о хаотической активности: «Это не Я — я, как человек, к этому никакого отношения не имею».
Хаос в нервной системе мы унаследовали от бесконечной вереницы наших предков, начиная с самых далёких предков, т. е. с капелек протоплазмы в архейских водоёмах, и кончая нашими родителями.
Итак, в хаосе межнейронных сигналов нет ничего человеческого.
В результате воспитания и обучения в психике человека формируются программы преобразования и обработки хаотических сигналов, вследствие чего появляется упорядоченная область, отвоёванная у хаоса — человеческое сознание-деятельность. Про эту область человек скажет: «Да, это Я, а точнее, это неотъемлемая и главнейшая часть меня».
Аналогия.
Представьте себе, что человек отвоевал у леса кусочек жизненного пространства: на опушке леса он построил хижину, обустроил огород. Эта победа над природой не абсолютная и не окончательная: в дом залетают комары и мухи, а то и сам медведь пожалует, в бурю дом может лишиться крыши, а стоит немного зазеваться, то весь огород зарастёт сорняками …
Точно также победа человеческой субъектности над хаосом не может быть полной.
Для борьбы с хаотической активностью можно применять специфические психотехники. Среди них особо выделяются две группы психотехник: угнетающие психотехники, они постепенно, медленно угнетают хаотическую активность, и стимулирующие психотехники, которые действуют быстрее, но чреваты опасностями.
Продолжим аналогию.
Вскоре человеку захочется расширить свои владения, отвоевать у леса ещё бóльшую территорию, и тогда он начнёт систематически вырубать ближайшие кусты и деревья. По сути, речь идёт о постепенном угнетении небольшого участка леса. Работа долгая и тяжёлая. — Это подобие угнетающей психотехники.
Затем человек подумает: «Я же умный! Есть возможность сделать работу и проще, и лучше. Всего-то нужно поджечь лес!» Но игры с огнём опасны, можно не только лес, но и дом спалить. — Это подобие стимулирующей психотехники.
Далее будут рассмотрены конкретные психотехники, а также их психологическая природа. А пока следует отметить, что на практике угнетающие и стимулирующие психотехники не вступают в противоречие, поэтому один и тот же человек может заниматься и теми, и другими.
Проявления хаотической активности
Хаос властно врывается в сознание каждого человека, нарушая и дезорганизуя его деятельность.
Например, попробуйте ни о чём не думать хотя бы несколько минут и просто понаблюдайте за сознанием. Очень скоро вы обнаружите, что в сознании закрутилась какая-то мысль. И ладно, если бы мысли, спонтанно возникающие в сознании, были полезными, способствовали решению актуальных задач. Но нет! Такие мысли, как правило, бестолковые, они впустую расходуют психическую энергию и, по сути, воруют время нашей жизни!
Обратите внимание, что в приведённом примере хаотическая активность конкурирует с процессом наблюдения за сознанием, причём это происходит в той области психики, которая доступна рефлексированию. Здесь люди более или менее умеют противостоять хаосу.
А в области, недоступной для рефлексии (см. арефлексивная деятельность, арефлексивное сознание), т. е. в бессознательном, противостояние хаосу вообще невозможно, поэтому здесь хаос оказывается особенно разрушительным. Образно говоря, он раскалывает арефлексивную деятельность на мельчайшие кусочки, затем из них случайным образом лепит что-то новое, которое снова разрушается и т. д.
Результаты этой бурлящей хаотической активности прорываются в сознание.
Если сознание не может их как-то интерпретировать, то человек впадает в лёгкий транс — состояние изменённого сознания, напоминающее нокдаун. Транс характеризуется погруженностью в себя, отсутствием мыслей, пониженной реактивностью на внешние раздражители. Для постороннего наблюдателя человек в состоянии транса выглядит как обычно, разве что он слегка заторможен, при этом взгляд человека сосредоточен на одной точке или расфокусирован.
В общем, состояние лёгкого транса — явление рядовое, обычное, у каждого из нас оно возникает само собой много раз на дню.
Транс мешает интеллектуальной деятельности. Многократные прерывания деятельности спонтанными трансами, истощают её энергию, что отрицательно сказывается на результатах.
А если сознанию всё же удастся как-то интерпретировать помехи, порождённые хаосом, то человек испытывает неконтролируемые возвраты в прошлое или провалы в вымышленные ситуации. Иногда бывает, что в сознании возникают обрывки фраз, какие-то мысли, чаще всего дурацкие, но очень и очень редко гениальные, иногда ни с того ни с сего, вдруг объявится какая-то мелодия, не смолкающая часами …
Кроме того, хаос проявляется в двигательной сфере. Возникают непроизвольные хаотические движения, обычно незаметные, если специально не обращать на них внимания. Например, нога зачем-то начнёт слегка трястись, будет трястись долго, не останавливаясь, или пальцы рук вдруг забарабанят по столу …
Это значит, что человеческое в человеке (сознание-деятельность) и хаотическая активность как одно из проявлений нашей животной природы являются антагонистами.
Поэтому человек не отвечает за результаты хаоса.
Не нужно ругать себя за то, что в голову пришла сама собой, спонтанно какая-то мерзкая мысль, вроде того, что нужно убить человека, обидеть без причины ребёнка, украсть что-нибудь, выругаться матом и т. п.
Вы не виноваты!
Человек не отвечает за подобные спонтанные мерзкие мысли.
Он отвечает лишь за то, как ими распорядится.
Можно эти мысли одобрить, всесторонне обдумывать. — Ведь речь идёт только о мыслях, о них никто и никогда не узнает …
Но это очень плохой выбор!
Потому что подготовка к действиям начинается уже в мыслях. А значит, нежелательные, мерзкие мысли могут непроизвольно воплотиться в реальных действиях, когда сознательный контроль в силу каких-либо причин окажется ослабленным, т. е. неосознанно, против воли могут случиться такие действия, за которые будет, по крайней мере, стыдно. И это в лучшем случае …
Правильно поступать наоборот!
Мерзкие мысли нужно с негодованием сразу же, немедленно отбросить, говоря про себя: «Что за мерзость в голову лезет!» — В таких случаях верующие люди говорят: «Бесы искушают».
Без руля и без ветрил
«Без руля и без ветрил» — смысл этого выражения из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» заключается в неодобрительном отношении к блужданиям без ясной цели, мысли, плана, без четко сформулированного намерения …
Далее пойдёт речь о «пустом времени».
Довольно часто люди бесцельно смотрят в телевизор, «гуляют» по Интернету, читают газеты, только чтобы «убить время». Иногда приходится выполнять простые и монотонные действия, стоять в очередях, ездить на транспорте, прогуливаться в одиночестве и т. п. — Всё это «пустое время».
Оно характеризуется тем, что человек не думает о достижении конкретного результата и не поддерживает вполне определённую деятельность, полностью погрузившись в неё. — Какая случится деятельность, такая и ладно.
Вот и получается: «без руля и без ветрил».
Ещё один вариант «пустого времени» называется в просторечии самокопанием.
Самокопание — энергичная, напряжённая, часто эмоциональная, психическая активность, возобновляющаяся снова и снова. При этом мысли движутся по кругу; человек вроде бы и делом занят, и думает, и переполнен переживаниями, но полезных результатов нет, и не будет.
Самокопание не способствует развитию человеческой природы, оно выполняется компульсивно, навязчиво, поэтому стоит в одном ряду с хаотической активностью.
Психологическая природа «пустого времени» такова.
Согласно психологии деятельности здоровый бодрствующий человек в каждый момент времени участвует в какой-либо деятельности, руководствуясь при этом или бытийным, или рефлексивным сознанием.
Для «пустого времени» характерно преобладание бытийного сознания над рефлексивным, и тогда имеет место деятельность низшего уровня, среди которых исполнительская деятельность самая высокая.
И получается, что в моменты «пустого времени» человек самоустраняется от управления своей психикой, а, значит, вообще от управления своей жизнью; всё определяется внешними обстоятельствами или внутренним хаосом, т. е. случайностями. Иначе говоря, в «пустое время» человеческое в человеке, пусть неосознанно, но добровольно уступает животной природе, что полностью исключает духовное развитие, и потому крайне нежелательно.
Всё «пустое время» нужно пытаться использовать для духовного развития и стремиться жить в согласии с лозунгом:
«Ни одной секунды без целенаправленной деятельности!».
Потому что человек по своей человеческой природе — деятель.
У человека есть и «руль», и «ветрила» (т. е. паруса)!
Руль — это рефлексивное сознание, ветрила — деятельности высокого уровня.
Но человек слаб, не очень-то получается …
Всё равно нужно стараться!
Потому что если стараться, то, может быть, что-то получится, а если не стараться, то уж точно ничего не получится.
Добавить комментарий