Размышления о смысле жизни в юности, когда формируются мировоззрение и профессиональное самоопределение, обычное и закономерное явление. Такие размышления, как правило, способствуют социализации человека и не сопровождаются экзистенциальным кризисом.
Экзистенциальные кризисы, т. е. кризисы поиска смысла жизни и стремление к осознанию глубинных основ своего бытия, обычно переживают зрелые люди при вполне определённых условиях. Причина таких кризисов — нарушение смыслообразующей функции мотивов, которая состоит в следующем.
Прежде чем деятельность начнётся, у человека формируется представление о том, что произойдёт, если деятельность успешно завершится, иначе говоря, выполняется предварительный контроль результатов деятельности. Более того, человек оценивает, что означают результаты деятельности не вообще, т. е. отвлечённо и объективно, а лично для него. Это значит, что формируется личностный смысл деятельности, причём, как правило, личностные смыслы формируются неосознанно, человеку кажется, что они просто есть, и всё.
Вследствие борьбы мотивов выстраивается, и тоже в бóльшей части неосознанно, иерархия личностных смыслов. Самый главный, самый значимый для человека личностный смысл и есть смысл жизни.
Следует, однако, отметить, что людям свойственна полимотивационность. Поэтому у человека, живущего нормальной, полноценной жизнью, имеется, как правило, не один, а несколько смыслов жизни.
Что произойдёт, если деятельности психически здорового, зрелого человека в силу каких-то причин угнетаются?
Нет деятельностей, нет и смыслов, следовательно, смыслообразующая функция мотивов будет нарушена, а способность рефлексировать останется сохранной. И тогда человек будет переживать тягостные, мучительные ощущения бессмысленности своего существования, а также ощущения пустоты и скуки.
Чтобы преодолеть эти переживания, нужно стимулировать любые доступные виды деятельности, и тогда постепенно смысл жизни вернётся сам собой.
Иначе говоря, чтобы найти смысл жизни, нужно жить богатой событиями, полноценной жизнью. Если это невозможно в настоящем, нужно ориентироваться на будущее, мечтать о полноценной жизни в будущем.
Полноценно жить удаётся не всегда.
Например, жизнь узников концлагеря такова, что любая привлекательная для них деятельность угнетается, а потребности, которые, как известно, являются источником мотивов и, следовательно, личностных смыслов, в большинстве своём не удовлетворяются.
Но люди сильные духом находят способы жить полноценной жизнью в любых условиях, даже в условиях концлагеря.
Например, Яков Трахтенберг разработал в концлагере уникальную систему устного счёта, тем самым он устроил, образно говоря, внутренний побег, т. е. он погружался в своё внутреннее, психическое пространство, где никто не может распоряжаться его жизнью. Кроме того, Яков Трахтенберг неоднократно бежал из концлагеря, последняя попытка оказалась успешной.
Австрийский психотерапевт Виктор Франкл, будучи узником концлагеря, черпал силы в том, что оказывал психологическую помощь другим узникам. Кроме того, он в полной мере использовал психотерапевтический потенциал будущего.
Вот что он писал:
«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в стопе, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию».
Виктор Франкл — автор логотерапии, уникальной психотерапевтической методики, выстраданной им в концлагере. Суть логотерапиии в том, что она ориентирует пациента на будущее, а именно, на задачи и смыслы, которые ему предстоит осуществить в будущем.
Попасть в концлагерь или в тюрьму — дело житейское, как говорится, «от сумы да от тюрьмы не зарекайся».
Но бывает, что люди сами себя загоняют в своеобразный психический концлагерь, характеризующийся сужением сознания-деятельности. Здесь имеется в виду сужение сознания не в психиатрическом, а в общепсихологическом аспекте, когда возможность жить полноценной жизнью ограничивается самим же человеком, причём чаще всего неосознанно.
Крайний случай такого сужения сознания — бездумное прожигание жизни, когда человеку всё даётся без каких-либо усилий. Ему не нужно трудиться, напрягаться, стремиться к чему-то. По сути, он живёт как животное. Такая жизнь быстро надоедает, кажется пустой, скучной и бессмысленной. И тогда начинают работать механизмы саморазрушения: алкоголь, наркотики, рискованное поведение для адреналина и т. п.
Иногда сужение сознания проявляется в наличии одного единственного, доминирующего мотива, соответственно имеется всего лишь один доминирующий смысл, наполняющий жизнь.
До поры до времени так жить можно.
Но бывает, что этот единственный смысл в силу каких-либо причин теряется, тогда человек переживает жесточайший экзистенциальный кризис, и единственный выход из него состоит в налаживании полноценной жизни.
Когда человек живёт полноценной жизнью, он испытывает эйфорическое чувство удовлетворения, которое люди называют счастьем. При этом смыслы жизни, конечно же, есть, но о них как-то не думается …
Добавить комментарий