Опорные слова к вопросу №37 — здесь


Проблема устойчивой структуры личности, ее иерархического строения широко разрабатывалась как в зарубежной, так и в отечественной пси логии.

В зарубежной психологии выделяются два основополагающих подхода пониманию этой проблемы, сформировавшиеся в рамках двух типов теорий личности:

  • в психодинамических теориях (З. Фрейд, К. Юнг)
  • в теориях черт (Г. Олпорт, Р. Кэттэлл).

Более подробно:

В отечественной психологии советского периода единое представление о структурной организации личности не сложилось.

С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность и самосознание.

Но А.Н. Леонтьев считал, что личность - исключительно социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности, а также знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур; они составляют лишь условия формирования этого социального образования.

Согласно А.В. Петровскому личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях (сферах), образующих единство:

- интраиндивидная - личность как относительно устойчивая совокупность ее «интраиндивидных качеств» - психических свойств, составляющих индивидуальность человека (особенности темперамента и характера, способности, мотивы, направленность личности и т.д.);

- интериндивидная - личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где внутригрупповые взаимоотношения и взаимодействия могут трактоваться как личностные характеристики их участников (при этом снимается ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений, либо как феноменов группы, либо как аспектов личности: в данном случае личностное выступает как групповое, а групповое - как личностное);

- метаиндивидная - личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе, за пределами актуального взаимодействия с ними; здесь Человек предстает как субъект смысловых преобразований в интеллектуальной, эмоциональной или мотивационной сфере других личностей.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.

Борис Герасимович Ананьев при описании общей для всех психической структуры использовал более широкую категорию «человек» (как предмет познания), включающую целостный спектр частных понятий психологии, таких как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Общая структура человека, по Ананьеву, объединяет все перечисленные компоненты, образующие относительно самостоятельные подструктуры. Так, в подструктуре индивида выделяются половозрастные и индивидуально-типические свойства (конституциональные, нейродинамические и др. особенности), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность охватывает два класса личностных свойств: класс первичных свойств личности составляют статус, социальные роли, ценностные ориентации; вторичные свойства - мотивация, структура общественного поведения, сознание, самосознание и т.д.

Результатом обобщения различных подходов к структурному анализу в советской психологии явилась динамическая, функциональная структура личности Константина Константиновича Платонова. Она состоит из четырех подструктур личностных свойств.

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)

Название

Подструктуры

К данной подструктуре относятся:

Соотношение биологического

и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы.

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Знания, умения, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (социального больше, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, ощущений, восприятия)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура конституциональных, биологических свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства.

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Чтобы правильно понимать таблицу, следует помнить, что психика является отдельной, особой формой как объективной, так и субъективной реальности, она возникает и развивается согласно своим собственным законам и не сводится ни к биологическому, ни к социальному. Биологическое и социальное могут способствовать развитию личности в целом, её отдельных подструктур или каких-либо её черт, или же, наоборот, могут угнетать развитие, и не более того.

Природные свой­ства и особенности индивида высту­пают в личности как социально обусловленные ее элементы. Так, напри­мер, мозговая патология обусловлена биологически, но порождае­мые ею черты характера стано­вятся особенностями личности в силу социальной детерминации. Личность явля­ется опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике ин­дивида (С. Л. Рубинштейн).

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.