Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог и философ. Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.) («Основы общей психологии», 1946). Основными особенностями деятельности С.Л. Рубинштейн считал:
- социальность - деятельность осуществляется только субъектом (человечеством, группой людей, личностью);
- деятельность как взаимодействие субъекта с объектом является содержательной, предметной, а не чисто символической и фиктивной;
- деятельность всегда творческая и
- самостоятельная.
Деятельность определяется своим объектом, не прямо, а лишь опосредствованно через ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.). Это частное проявление разработанного С.Л. Рубинштейном всеобщего принципа детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого или на что эти внешние воздействия оказываются («Бытие и сознание», 1957),
С этих позиций С.Л. Рубинштейном и его учениками создана теория мышления как деятельности и как процесса. При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (педагогические и т. д.). В личности есть компоненты разной меры общности и устойчивости: например, существуют общие для всех людей свойства зрения, обусловленные распространением солнечных лучей на Земле, и, напротив, есть психические свойства людей, которые могут изменяться в зависимости от этапов социально-экономического развития общества (мотивация и др.).
С учетом этого С.Л. Рубинштейн разработал оригинальное понимание предмета общей, социальной и исторической психологии раскрывающее взаимосвязь общечеловеческого и классового в психике людей.
Добавить комментарий