На второй стадии конфликта, в его разгаре, стороны применяют приёмы, обеспечивающие, по их мнению, победу. Такие приёмы, а также особенности поведения в конфликтных ситуациях рассмотрены выше, в §5.
К этому следует добавить, что любые действия сторон в развитом конфликте рассматриваются через призму разбушевавшегося конфликта, и поэтому приобретают особый смысл.
Например, в обычной ситуации учитель и ученик, — разные люди с разным социальным статусом, престижем, авторитетом. Это всем понятно. Но в условиях конфликта и учитель, и ученик нередко стремятся преувеличить свой статус и престиж, и ведут себя в соответствии с ним.
Противопоставление сторон специально подчёркивается:
"Как ты смеешь так разговаривать с учителем!? (со своим товарищем, который тебе ровня, можно так разговаривать, а с учителем нельзя!)"
Любые попытки управления поведением, в том числе ненавязчивые, вроде управления через ожидания, в условиях конфликта могут восприниматься как манипулирование, способствуя, тем самым, развитию конфликта:
— Я от тебя такого не ожидал!
— Ах, не ожидал! Да я ещё и не то могу!
Ещё пример: ” Ты недостаточно прилежно работаешь!”
Подобная оценка действий вполне приемлема в спокойной обстановке. Но в условиях конфликта любая оценка может спровоцировать усиление конфликта, даже положительная, потому что может восприниматься как ехидство.
Попытки успокоить, вроде:
"Да перестань ты! Что разбушевался!" или
"Успокойтесь, пожалуйста! Не принимайте всё это близко к сердцу!", — в условиях развитого конфликта приводят, как правило, к обратным результатам.
Ещё одна особенность развитого конфликта: извинения свидетельствуют о слабости противоположной стороны и не принимаются. Попытки извиниться или оправдаться в разгаре конфликта лишь стимулируют обвиняющую сторону продолжать конфликт до полной победы (пример (59)).
В условиях развитого конфликта каждая сторона, пытается грубо, нередко через насилие, управлять поведением других сторон. То есть, применяется насильственная парадигма управления:
"Если ты сделаешь что-то (или, наоборот, не сделаешь), то тебе будет плохо. Награды, поощрения не дождёшься, даже если поведение будет приемлемым".
При этом активность конфликтующих сторон такова, что она объективно направлена на ухудшение отношений, в результате чего формируется взаимное неприятие сторон, долго сохраняющееся и после разрешения конфликта.
Образно можно сказать так: "У конфликта горький вкус".
Добавить комментарий