1. Сужение сознания. Оно означает, что индивид в своей деятельности руководствуется лишь какими-то частными, ограниченными, но личностно значимыми соображениями. Возможно, что термин "сужение сознания" здесь не совсем удачен, но именно такой термин применятся в психиатрии.
(74) На экзамене студент отвечал довольно слабо. Если с натяжкой, то ладно уж, тройку можно ставить. Да вот, проблема! Ему нужно, по крайней мере, четвёрку, потому что с тройками не дают стипендию. Преподаватель пытается убедить студента в том, что оценка поставлена правильно. Он задаёт дополнительный вопрос, получает невразумительный ответ и с удивлением слышит:
— Ну, как? Теперь то уж точно можно поставить четвёрку! Я ведь хорошо отвечал!
— Да нет, не хорошо. Вот как следует отвечать на этот вопрос.
— Как же не хорошо! Я хорошо отвечал. Задайте ещё дополнительный вопрос! Уж теперь-то я отвечу очень хорошо!
Вопрос был задан, ситуация повторилась. Получен невразумительный ответ, но студент убеждён, что, он на четвёрку, несомненно, ответил.
Тогда преподаватель обратился к другим студентам, которые присутствовали на экзамене: "Как вы думаете, можно ли ему поставить четвёрку?" Обычно в таких случаях слышится хор голосов, дескать, конечно можно поставить четвёрку, даже четвёрку с плюсом, заслужил! Но в данном случае, студенты, все как один, деликатно молчали.
Студент продолжает настаивать на четвёрке. Что делать? Задавать ещё дополнительные вопросы бессмысленно. Да и нельзя. Может создаться впечатление, что оценка занижается специально. Тогда преподаватель вернулся к главным вопросам экзамена, объяснил, почему ответ оценивается на тройку. Но и это не убедило студента. Наконец, тройка всё же была выставлена.
Эта история имеет продолжение.
Сразу после окончания экзамена студент подошёл к преподавателю и сказал: "Извините меня, пожалуйста, я вёл себя плохо, больше так не буду! Поставьте мне четвёрку!"
В данной ситуации извинения не уместны: студент ни в чём не виноват. Правда, с его стороны были мелкие выпады против личности преподавателя, но, если не судить строго, то студент вёл себя терпимо. Единственная проблема состоит в том, что студент старается получить больше, чем заслуживает, его сознание сужено, поэтому никакие логические доводы на него не действуют.
Конфликт так и остался неразрешённым, стороны остались при своих мнениях.
Это редкий случай конфликта на деловом уровне. Редкий потому, что конфликтующие стороны, функционируя на деловом уровне, обычно легко находят общий язык.
В данной ситуации, как у студента, так и у преподавателя наблюдалось сужение сознания. Студент оценивал ситуацию по одному единственному критерию: есть четвёрка или нет, всё остальное не важно. У преподавателя была установка относительно того, что он обязательно должен обосновать выставляемую отметку. Поэтому преподаватель пытался снова и снова доказать недоказуемое. В данной ситуации преподавателю следовало бы выступить в качестве эксперта, который не обязан доказывать обоснованность своих действий.
Итак, в тех случаях, когда одна из сторон конфликта, или все сразу, не способны воспринимать логические доводы, т.е. имеется сужение сознания, от обсуждений следует отказаться. Иначе обсуждение будет безрезультатно ходить по кругу, силы будут бесполезно растрачиваться, а вероятность углубления и расширения конфликта при этом увеличится.
И, наоборот, если стороны готовы воспринимать доводы друг друга, то обсуждение сути конфликта можно лишь приветствовать. Такое обсуждение переводит конфликт с эмоционального уровня на деловой, вследствие чего он становится более управляемым, повышается вероятность его преодоления.
2. Состояние аффекта. Иногда состояние аффекта возникает внутри конфликта.
(75) Случай из книги Августа Соломоновича Белкина [4]. Два пятиклассника подрались на перемене. Драка была довольно жестокой, поэтому учительница попыталась её остановить. Один из мальчиков реагировал на замечания учительницы адекватно и готов был прекратить драку. Но второй мальчик всё нападал и нападал на него с кулаками.
Наконец, учительнице удалось "достучаться" и до второго мальчика. Он прекратил драку, а затем грубо, нецензурно отругал учительницу. Сразу же началось разбирательство, которое продолжилось в кабинете завуча.
При этом мальчик выглядел очень вялым, ослабленным, в разговоре не участвовал, на все реплики отвечал бесцветным голосом: "Я больше не буду". Когда его спросили, как случилось, что он грубо отругал учительницу, мальчик сказал, что не помнит.
Конфликт может сопровождаться не только аффектом, но и другими патологическими состояниями сознания, встречающимися, к счастью, довольно редко. Например, на высоте нервно-психического напряжения в условиях конфликта у больного эпилепсией может быть спровоцировано сумеречное состояние сознания.
Дети, у которых возможны такие нарушения, нуждаются в квалифицированной медицинской помощи, которую могут оказать детский невропатолог, психотерапевт или психиатр.
Добавить комментарий