Наибольший интерес представляют те случаи, когда конфликт прекращается в самом начале, на первой стадии, он тогда не отягощён отрицательными эмоциями, и поэтому может быть сравнительно легко разрешён, практически без ущерба для конфликтующих сторон.
Прекращению конфликта на первой стадии способствует установка на бесконфликтное поведение. Такая установка помогает избежать множества конфликтов. Вот два примера:
(69) Ученики из выпускного класса играли в футбол, а на урок истории, который всё же состоялся для девочек этого класса, они не явились. Ребята вернулись в класс лишь к самому концу урока и ожидали бури, скандала. Но вместо этого учительница истории их спросила: ”Ну, кто выиграл? С каким счетом?” Они ответили. Затем учительница слегка их пожурила, ребята не защищались, понимали, что виноваты. На этом инцидент был исчерпан.
Проступок серьёзный, есть из-за чего конфликтовать, Тем не менее, в данной ситуации учительница сознательно ограничила свою реакцию одним лишь выражением неудовольствия.
(70) У доски отвечает школьница, она читает стихотворение, выученное наизусть. Посреди стихотворения она остановилась, видимо забыла текст. И вдруг, удивлённая учительница видит, что девочка стала ей подмигивать, дескать, давай, подсказывай! Учительница засмеялась, восприняв это как шутку. Девочка оправдывалась, она вовсе не подмигивала. Это у неё нервный тик. Впрочем, все посмеялись, на том дело и кончилось.
Если бы у учительницы была установка на конфликтное поведение, то конфликт в этой ситуации был бы неизбежным.
Отметим, что выход из начальной стадии конфликта зачастую не тривиален. Очень важно нарушить стереотипное функционирование сторон в конфликте. Вот пример, иллюстрирующий это утверждение.
(71) В 7 классе сменился преподаватель физики. Новый учитель оказался человеком уже в годах, с животиком. На одном из первых уроков он отвернулся к доске, чтобы написать формулу. И вдруг, выкрик с места: "Какое Пузо!". Так учащиеся проверяли учителя: что он за человек, как он поведёт себя в нестандартной ситуации.
Учитель, сначала пытался выяснить, кто это сказал, но быстро сообразил, что так он ничего не добьётся: учащиеся будут молчать. Стереотипное поведение учителя прервалось.
Затем, подумав немного, учитель произнес: "Я желаю тому, кто это сказал, столько же ума, сколько у меня пуза". И продолжил урок.
В данной ситуации учитель преодолел естественное желание расширить конфликт. Отказавшись от стереотипного поведения, он не стал искать виновного, подозревая в проступке всех без разбору. Итак, первый его успех — локализация конфликта. Затем, из словесной дуэли с обидчиком он вышел победителем. Наконец, продолжив урок, учитель перешёл на деловой уровень общения.
(72) Пример из книги [31]. На уроке английского языка ученик неожиданно для всех обратил внимание на булавку из янтаря, приколотую к платью учительницы, и громко сказал: ”Подумаешь, канифоль нацепила!” В классе установилась напряжённая тишина.
Оскорблённая учительница побледнела, но скандала не последовало. Она рассказала всему классу о янтаре, о том, что он приносит счастье женщине и помогает в трудные минуты. ”Вот и сейчас у меня трудная минута.” — сказала учительница. Обидчик, ожидавший что угодно, но только не разговора по душам был потрясён и просил прощения.
Такое поведение в начальной фазе конфликта — самое трудное. Учительница, общаясь с классом на эмоциональном уровне, сумела удержаться от конфликта, проявив себя как личность и как учитель с самой лучшей стороны.
Вот ещё один подобный пример. (Оригинальный текст, представленный студенткой в письменном виде, приведён ниже в кавычках без каких-либо исправлений.)
(73) Школьники баловались на перемене и по неосторожности порвали висевший на стене портрет Пушкина. Вскоре прозвенел звонок, и в класс вошла учительница литературы.
”Она молча взяла портрет, положила его на стол и тихо, почти шёпотом, стала рассказывать нам про Александра Сергеевича Пушкина, читала его стихи. Мы все сидели тихо, как будто нас не было в классе, мы перенеслись в другое место, в другое время. Прошло несколько минут, и вся жизнь Пушкина пронеслась у нас перед глазами…
Голос учительницы давно затих. Стояла абсолютная тишина. Порванный портрет Пушкина лежал на столе.”
Поразительно, с каким искусством учительница сумела неприятность обратить в победу! Этот урок навсегда остался в памяти её учеников.
Добавить комментарий