Прежде чем рассматривать вопрос о том, как применять рефлексирование, какую пользу оно может дать для психического и духовного саморазвития, рассмотрим вопрос о том, что рефлексирование дать не может. Чтобы не было даже малейших попыток пойти в неправильном направлении.
Итак, рефлексия это, по сути, способность сознания к наблюдению за самим собой, за своим собственным содержанием, которое открывается непосредственно, без каких-либо инструментов или психотехник. А рефлексирование это сам процесс наблюдения, конкретная реализация рефлексии.
И возникает мысль. Может быть, получится наблюдать за своим собственным сознанием, чтобы узнать, как оно устроено, и тогда, вооружённые знаниями, мы сможем эффективнее решать множество задач по управлению своей психикой?
С этой мыслью нужно распрощаться раз и навсегда. Впрочем, иногда творческие люди находят пути там, где, кажется, нет никакой возможности и шагу ступить…. Но пока приходится распрощаться. Потому что психологи это уже проходили.
В конце XIX — начале XX века в психологии активно развивалось направление, которое называлось структурализмом.
Такие выдающиеся психологи, как Вильгельм Вундт (1832 — 1920), Эдуард Брэдфорд Титченер (1867-1927) и др., много сделали для развития психологии как науки, но структурализм, — то направление, которое они развивали, оказался совершенно несостоятельным, что привело к глубочайшему кризису в психологии.
О структурализме, интроспекции, а также о самонаблюдении можно дополнительно прочитать в тексте "Становление научной психологии. Кризис в психологии, его природа".
Итак, рефлексирование не может применяться для изучения сознания, как такового.
В следующих сообщениях приступим к рассмотрению конкретных психотехник.
Последние комментарии