Вы здесь

Что значит рефлексировать? (О рефлексии V)

 

Назад     Вперёд

 

Ради интереса задал этот вопрос Яндексу, но удовлетворительного ответа, по крайней мере, в первом десятке ссылок, не получил. Потому что многие люди думают, что рефлексирование, это просто самокопание. Но если бы это было так, то рефлексирование — просто глупости, о которых незачем говорить.

Рефлексировать (в общепсихологическом смысле) на языке психологов означает отразить какую-то часть сознания в сознании, т.е. непосредственно и осознанно воспринимать содержимое сознания.

Все прочие области психики рефлексировать, т.е. непосредственно воспринимать, отражать в сознании не получится. Чтобы отразить какие-либо элементы предсознания или бессознательного, нужно эти элементы сначала перевести в сознание.

Практически любые элементы сознания доступны рефлексированию. Это могут быть

— особенности физиологических состояний (человек осознаёт, что чувствует боль, голод, удовольствие и т.п.),

— эмоции, чувства (человек не только их переживает, но и отдаёт себе отчёт, что их переживает),

— потребности, мотивы и, особенно, борьбу мотивов (человек отдаёт себе в этом отчёт),

— всевозможные психические процессы; например, человек осознаёт, что стремится припомнить какое-то слово, или направляет внимание на какой-то объект и т.п. (человек отдаёт себе в этом отчёт),

— затруднения, возникающие в процессе привычной деятельности (человек отдаёт себе в этом отчёт),

— нарушение привычного хода психических процессов (человек отдаёт себе в этом отчёт).

И многое, многое другое. 

В нашей культуре особенно развито рефлексирование мыслей. Этим занимается, главным образом, философия. В частности,  Мераб Константинович Мамардашвили полагает, что философия отличается от других научных дисциплин своим рефлексивным характером.

Рефлексирование в том смысле, в котором оно здесь трактуется,  т.е. в общепсихологическом смысле, может выполняться с двух позиций.

Первую позицию можно условно назвать Я-рефлексированием. Это значит, что рефлексирующий субъект именно я, и никто другой.

Вторую позицию можно условно назвать не-Я-рефлексированием. Но если не я, то кто может проникать в моё сознание, знать все тонкости моего сознательного бытия?  "Все мысли и дела он знает наперёд?"

Это только Бог, и не просто Бог, но, что очень важно, Бог обладающий свойством личности. Не каждый Бог обладает свойством личности. Например, Брахман безличный, индифферентный абсолют, «душа мира». Наоборот, Иисус Христос является не только Богом, но и личностью.

Не будем сейчас рассматривать вопрос о существовании Бога с онтологических позиций. Но, несомненно, что для верующего человека Бог — психологическая реальность.

Таким образом, человек, верующий не просто в Бога, а в Бога-личность, рефлексируя, думает о том, как Бог относится к его мыслям, чувствам, стремлениям.  Греховно ли то, что он делает, думает, или, наоборот, добродетельно и угодно Богу….

Психологический результат рефлексирования, конечно же, зависит и от позиции, и от особенностей вероучения, но, по-видимому, не очень сильно.

Главный результат рефлексирования состоит в том, что человек рефлексирующий активно работает со своим сознанием и, вообще, со всей своей психикой. В результате функционирование человека становится более эффективным. Поэтому верующему человеку не столько Бог помогает, сколько человек помогает сам себе.

Следует отметить, что рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания человеком того, как он воспринимается и оценивается другими людьми или группами людей. Поэтому если трактовать рефлексию не в общепсихологическом смысле, а в согласии с социальной психологией, то возможно бесконечное число позиций рефлексирования.

В дальнейших сообщениях рассмотрим, привлекая аппарат научной психологии, в чём конкретно заключается рефлексирование.

©   А.А.Дмитриевский.

Назад     Вперёд