Опорные слова к вопросу №6 — здесь.

Третий этап продолжался с 1879 г. до 20-х годов XX в.

В течение тысячелетий философская мысль ставила и решала психологические проблемы, давала свои ответы на вопросы о сущности человека, о его мышлении и чувствах. Однако эти ответы были чисто теоретическими. К XIX в. развитие научной мысли во многих отраслях привело к пониманию ценности знания, полученного экспериментальным, опытным путем. Так развивались, например, физика, химия. Наибольшее значение для возникновения психологии как экспериментальной науки имело развитие физиологии.

Историю научной психологии принято считать с 1879 г. - года открытия немецким физиологом Вильгельмом Вундтом (1832-1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Психология стала экспериментальной наукой.

Вильгельм Вундт, Эдуард Брэдфорд Титченер (1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы - ощущения, образы, чувства и выявлять структурные отношения между ними. Поэтому теория, разрабатываемая ими, получила название структурализма (иначе она называется психологией сознания).

Этими учёными были получены отдельные очень ценные результаты, но структурализм, как научное направление психологии оказался несостоятельным, потому что не удалось реализовать научный подход. Предмет изучения был ясен - сознание, а метод - интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь) оказался негодным.

Исследователь, который пользуется методом интроспекции, пытается непосредственно наблюдать за явлениями своей собственной психики, как бы "подглядывать" за ними, и поэтому невольно вмешивается в естественный ход психических процессов, вследствие чего неизбежно возникают искажения. Именно поэтому получались неправильные, противоречивые результаты.

Интересно, что в квантовой механике ситуация аналогичная: нельзя наблюдать за квантовомеханическим объектом, не нарушив его состояния. В квантовой механике эта проблема разрешилась: сформулирован принцип неопределённости Гейзенберга. В психологии эта проблема решения пока не имеет. Как бы там ни было, несомненно, что метод интроспекции как научный метод оказался не состоятельным.

Для того, чтобы убедиться в несостоятельности метода интроспекции и, тем самым, структурализма, как научного направления, исследователям понадобилось несколько десятилетий.

В современной психологии может применяться, но не интроспекция, а метод самонаблюдения, который принципиально отличается от интроспекции тем, что непосредственное наблюдение за собственными психическими процессами происходит после того, как психические процессы завершатся, поэтому можно посмотреть вглубь себя и, не беспокоиться, при этом, об искажениях, возникающих в ходе наблюдения.

Другое научное направление конца XIXв. - начала XXв. называется функционализмом. Представителей этого направления прежде всего интересовал вопрос, как действует, как функционирует психика. Наиболее яркими представителями этого направления были Фрэнсис Гальтон (1822-1911), Уильям Джеймс (1842-1911), Джон Дьюи (1859-1952). Функционалисты основывались на эволюционной теории Чарльза Дарвина и считали, что роль сознания состоит в приспособлении человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов - понять функцию сознания, то, как оно помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи. Функционалисты много внимания уделяли практическому применению психологии, в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов.

В частности, Уильяма Джеймса очень интересовали привычки, он считал, что они имеют большое значение для развития ребёнка.

У. Джеймс внес много ценного в психологию эмоций, ему принадлежат также первые исследования самосознания и самооценки, в частности, знаменитая формула самоуважения как отношения успеха, которого достигает человек, к его притязаниям.

И структурализм, и функционализм занимались изучением явлений, доступных осознанию.

Одновременно в конце XIX - начале XX в. было предпринято множество попыток создать физиологическую психологию, изучать психологические явления физиологическими методами. Однако эти попытки во многом оказались неудачными, поскольку точные, однозначные, объективные физиологические показатели трудно было соотнести с субъективными, психологическими — расплывчатыми, изменчивыми, противоречивыми. Поэтому многие ученые стали сомневаться в возможности научного изучения психологических явлений.

Это обстоятельство, а также неудача структурализма — целого научного направления, привели к кризису психологии как науки. В начале XX в. возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке и разрешившие кризис. Одно из этих направлений - бихевиоризм - обратилось к изучению внешнего поведения, другое - психоанализ - к изучению бессознательных процессов.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.