Опорные слова к вопросу №36 — здесь
Для понимания природы и сущности способностей является принципиальным вопрос: относятся ли способности к врожденным характеристикам человека или формируются прижизненно?
В концепциях, подчеркивающих значение наследственности, приводятся следующие аргументы:
- врожденность способностей подтверждается их ранним проявлением в развитии ребенка, иногда в виде сверходаренности (у Моцарта - уже в возрасте 3-х лет);
- другое доказательство - повторение идентичных способностей у потомков выдающихся личностей и образование целых династий одаренных людей (например, несколько поколений Бахов);
- данные, полученные с применением психогенетического (близнецового) метода, позволили установить высокие показатели корреляции в парах монозиготных близнецов;
- исследования на животных по методу искусственной селекции свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.
Однако наряду с акцентированием генотипических предпосылок, необходимо признать огромное значение факторов социокультурного окружения личности, ее воспитания и обучения, что также подтверждается рядом фактов:
- результатами деятельности выдающихся педагогов, сумевших сформировать большие группы учеников, которые в силу их численности и уровня развития способностей невозможно объяснить с точки зрения законов статистики случайным подбором наследственно предрасположенных индивидов;
- фактами массового развития некоторых специальных способностей в условиях конкретных культур (например, сравнительными кросс-культурными данными, показывающими, что звуковысотный слух развит у вьетнамцев в большей степени, чем у представителей европейских национальностей);
- другими результатами экспериментов по искусственной селекции, доказывающими, что выращивание отобранных поколений интеллектуально развитых крыс в обедненной впечатлениями среде приводит к значительному снижению их способности к успешному научению по сравнению с менее интеллектуальными крысами, развивавшимися в условиях обогащенной среды.
Можно констатировать, таким образом, что оба полярных варианта ответа на вопрос о происхождении способностей являются некорректными. Разрешением дилеммы «наследственность - среда» явилась концепция, согласно которой любая способность возникает на основе определенных природных предпосылок - задатков, однако характер проявления этих задатков в конкретной деятельности зависит от условий индивидуального развития и факторов среды.
Итак, задатки - природные предпосылки способностей.
Добавить комментарий