Опорные слова к вопросу №36 — здесь
Особую подструктуру субъекта образуют его способности.
Если темперамент связан с динамическими аспектами психики, а характер определяет устойчивые формы поведения и отношений человека к действительности, то способность определяется как заложенная в человеке и реализуемая при жизни возможность достижения высокого уровня эффективности и продуктивности в определенной деятельности.
Борис Михайлович Теплов выделил три основных отличительных признака любой человеческой способности.
- Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; к этому разряду не могут быть отнесены качества, в отношении которых все люди равны.
- К способностям относятся только те индивидуальные особенности, которые обеспечивают успешность выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности.
- Понятие «способность» не сводится к знаниям, навыкам и умениям, сформированным у данного человека.
Как отмечал Артур Владимирович Петровский, по отношению к знаниям, навыкам и умениям способности выступают как некоторая возможность; это зерно, проращивание которого требует определенных условий и усилий.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и легко, основательно и прочно осваивает способы ее организации и выполнения. Основными критериями оценки какой-либо способности служат:
- темп, глубина и основательность освоения деятельности,
- повышение ее результативности,
- соотношение нервно-психических затрат и конечного результата,
- широта переноса формирующихся психических качеств,
- склонность к реализации данного вида деятельности на протяжении длительных периодов или всей жизни.
В число способностей не попадают отдельные свойства темперамента и характера.
Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления.
По мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна, наряду с природными задатками и сложившимися у индивида знаниями, навыками, умениями, неотъемлемым компонентом способностей следует признать повышенную мотивацию. Человек, наделенный способностью к определенной деятельности, в значительной степени мотивирован и устремлен к ее осуществлению, причем потребность в реализации способности обеспечивает как высокую интенсивность деятельности, так и естественность ее организации.
Предметом специального психологического исследования способности стали в XIX веке, когда, благодаря работам Фрэнсиса Гальтона было положено начало систематическому экспериментальному изучению индивидуальных различий.
В настоящее время основные проблемы изучения способностей таковы:
- Проблема соотношения задатков и способностей.
- Установление места способностей в структуре индивидуальности, выявление их роли в развитии характера.
- Фундаментальная проблема общих и специальных способностей.
- Психофизиологические и психологические аспекты проблемы индивидуальных различий и способностей.
- Проблемы психологии творчества: закономерности этого процесса, его психологические механизмы, условия и возможности развития творческого потенциала личности.
- Проблема одаренности.
- Проблема диагностики способностей.
Добавить комментарий