Опорные слова к вопросу №32 — здесь
Наряду с сенсорной информацией об окружающей среде, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях действительности, причём эти знания не могут быть получены посредством органов чувств, путем исключительно чувственного познания. Строение атома и существование элементарных частиц, аксиомы геометрии и основные принципы логики, характер математических, физических, биологических и психологических законов - все это открывается человеку благодаря особому когнитивному процессу или виду познавательной деятельности - мышлению.
Мышление - это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, знаково (вербально) опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.
Сергей Леонидович Рубинштейн определял мышление как опосредованное и обобщенное познание действительности.
Более узкое определение: это обобщение, анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения.
С помощью мышления человек формирует знания о мире не путем непосредственных впечатлений, но опосредованно, на основе уже имеющихся данных чувственного опыта, согласно законам и принципам определенного языка, в рамках той или иной языковой модели. Высшие специфически человеческие формы мышления неразрывно связаны с языком, с конкретными знаковыми системами и являются вербально опосредованными.
Мышление понимается как высший уровень психического отражения действительности; оно выходит за пределы чувственного опыта, сохраняя при этом тесную, неразрывную связь с ним. Основное отличие мыслительной деятельности от чувственного познания в том, что мышление абстрагируется от единичного и выделяет в объектах и явлениях самое общее, регулярно повторяющееся и существенное.
Основная единица, или «молекула» мышления - мысль представляет особое когнитивное действие, направленное на анализ и сопоставление различных фактов по признакам «сходство - различие», «причина - следствие», «действительное - возможное».
В непрерывном процессе мышления образуются дискретные умственные операции (анализ, синтез, абстрагирование и др.), которые мышление порождает, но, тем не менее, целиком к ним не сводится.
Орудием мыслительной деятельности является язык и другие системы знаков. Знаковые средства используются для осуществления основных операций мышления - абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, классификации и др. Речь (преимущественно, внутренняя) выступает в качестве важнейшего инструмента и способа организации человеческого мышления на высших стадиях его развития.
Добавить комментарий