Опорные слова к вопросу №30 — здесь
Попытка метафорического выражения природы и сущности памяти обнаруживается уже в диалоге Платона «Федон»: здесь запоминание впечатлений сравнивается с оттиском на восковой табличке, а сам процесс человеческого познания трактуется как «припоминание» идей - чистых сущностей, созерцание которых было доступно душе до ее вселения в тело.
Начало эмпирическому изучению памяти положили эксперименты немецкого психолога Германа Эббингауза (1850-1909), проведенные в конце XIX века. В опытах, поставленных на самом себе Эббингауз смог вывести количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей бессмысленных слогов. Заучивание бессмысленных слогов, по мысли Эббингауза, - это оптимальный способ изучения «чистой памяти», независимой от деятельности мышления.
Аналогичные методические приемы немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) применял для анализа особенностей запоминания у пациентов с различными психическими нарушениями. Данный подход получил развитие в исследованиях «вербального научения», проведенных психологами-бихевиористами.
Почти одновременно началось изучение законов запоминания сложного осмысленного материала. Теоретическую основу этого экспериментального направления заложил французский философ Анри Бергсон (1859-1941), противопоставивший «память привычки», формируемую при механическом повторении, и «память духа», фиксирующую осмысленные единичные события в биографии субъекта.
Роль организации материала, различных способов его структурирования при запоминании подчеркивалась в гештальт-психологии. Исследователи других направлений установили сложный реконструктивный характер припоминания сюжетных рассказов и др. смысловых целостностей, доказали зависимость этого процесса от существующих культурных норм и, соответственно, значимость социокультурных факторов в формировании высших форм памяти.
В рамках психоанализа 3игмунда Фрейда исключительное внимание уделялось влиянию на характер функционирования памяти эмоций и неосознаваемых психических процессов, в частности, забывание определенных содержаний связывалось с защитным механизмом вытеснения.
Отечественными психологами разработано учение о памяти как о «действии в собственном смысле слова», имеющем сознательную цель и опосредованном общественно выработанными знаковыми средствами. Были выделены произвольные и непроизвольные формы запоминания. Исследовалась зависимость успешности процессов запоминания от их характера, их включенности в структуру актуальной деятельности.
Добавить комментарий