Опорные слова к вопросу №13 — здесь.

 

Это:

  • неосознаваемые автоматизмы (= первичные автоматизмы и навыки),
  • привычки,
  • установки,
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим их подробнее.

Неосознаваемые автоматизмы.

Слово автоматизм означает, что соответствующее действие выполняется полностью, или, хотя бы частично, автоматически, т.е. без участия сознания.

Различают первичные автоматизмы и навыки.

Первичные автоматизмы это врождённые автоматизмы, а также автоматизмы, возникшие без участия автономного сознания.

При нормальном развитии у ребёнка от рождения и до трёх лет автономное сознание отсутствует, ребёнок функционирует в рамках диады мать-дитя, можно сказать, что он пользуется сознанием матери, как бы напрокат. И только после трёх лет, когда ребёнок достаточно созреет чтобы освободиться из диады мать-дитя, у него возникнет автономное сознание. Это значит, что ребёнок станет субъектом, т.е. распорядителем своих физических, психических и духовных сил, что проявится в кризисе «Я сам».

Итак, первичные автоматизмы это такие автоматизмы, которые, при условии нормального развития ребёнка, формируются до трёх лет. Это всевозможные врождённые инстинкты и рефлексы, ходьба, жевание, базовые основы владения языком и т.п.

Навыки - частично автоматизированные действия, которые возникли в результате многократных повторений (упражнений) при участии автономного сознания. Пример навыков: навыки письма, катания на велосипеде, навыки решения каких-либо задач и т.п.

Отметим, что навыки у человека и у животных, - совершенно разные психические явления, они имеют принципиально различную природу, это объясняется тем, что у животных нет человеческого сознания.

У человека первичные автоматизмы и навыки существенно отличаются друг от друга тем, что навыки допускают сознательное регулирование, потому что они сформировались при участии автономного и притом довольно развитого сознания, именно поэтому человек может вспомнить, как у него происходило формирование того или иного навыка.

Первичные автоматизмы, наоборот, не осознаются, так как сформировались без участия развитого сознания.

Чтобы различить первичные автоматизмы и навыки, можно обратиться к истории их возникновения. Например, если ребёнок стал ходить в возрасте 10 месяцев, то его ходьба является первичным автоматизмом. Но если человек после тяжёлой болезни заново учился ходить под руководством инструктора по лечебной физкультуре, то его ходьба является навыком.

Первичные автоматизмы и навыки могут проявляться в различных сферах, они бывают:

  • сенсорные, проявляются в восприятии,
  • моторные, проявляются в движениях,
  • сенсомоторные,
  • интеллектуальные, проявляются при выполнении операций мышления и воображения,
  • мнемические, проявляются в запоминании,
  • локомоторные, проявляются в перемещении предметов

и т.п.

Привычка представляется человеку в виде неудержимого желания сделать что-либо. Это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма и т. п.

Установка - это готовность, предрасположенность субъекта воспринимать реальность определённым образом и действовать определённым образом. Явление было открыто немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия; общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Дмитрием Николаевичем Узнадзе и его школой.

Д. Н. Узнадзе развил представления об установке как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности.

Установка возникает при «встрече» двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфический только для сознания человека механизм объективации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как к существующему объективно и независимо от него.

В качестве примера формирования установки может служить воздействие рекламы на человека. Реклама всегда направлена на то, чтобы сформировать благоприятное отношение потенциального покупателя к товару, что потом, в силу сложившейся установки, предопределит его покупку.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Пример: музыкант играет, и не замечает, что он сам раскачивается, а его лицо гримасничает.

И ещё забавный пример: человек что-то режет ножницами, и в такт сознательным движениям неосознанно двигает челюстями.

Эти явления могут служить объективными индикаторами (физиологическими коррелятами) психических процессов и состояний. Иначе говоря, они невербально, т.е. без слов, сигнализируют о состоянии человека, его мыслях и чувствах. Например, если человек покраснел, то есть основания думать, он чувствует себя неловко, подумал о чём-либо постыдном для него и т.п.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.