5.1.1. У-вэй терапия основана на научной методологии

 

Характерной особенностью научной методологии является опора на практику, необходимым условием — выдвижение, проверка и опровержение гипотез, итогом — концепции, модели, теории, а также специфический язык и логически выверенные тексты, описывающие результаты исследований.

Опора на практику в у-вэй терапии означает, что исследования основаны, главным образом, на опытах. Именно на опытах, а не на экспериментах. — Между ними есть существенная разница.

Эксперименты выполняются в специально организованных, воспроизводимых и контролируемых условиях, причём организация условий, их контроль нередко оказывается отдельной и очень непростой задачей.

Наоборот, требования к проведению опытов значительно снижены. Зачастую условия проведения опытов совсем не контролируются; просто выполняются какие-то действия и отслеживается результат. Поэтому выполнять опыты значительно проще, чем эксперименты, но у опытов есть существенный недостаток — они дают некачественные результаты.

Работа над у-вэй терапией была похожа на ту, которую делает на своих грядках простой садовод-любитель без всякой науки. Он поступает просто: посадит лук, морковку, картошку и смотрит, что получится; если получилось плохо, следующей весной он поступит по-другому …

При решении задач у-вэй терапии выполнение множества опытов, пусть даже некачественных и ошибочных, — необходимое условие продвижения вперёд, а достаточным условием являлось исправление ошибок и заблуждений в процессе опытничества.

Низкое качество опытов компенсировалось тем, что опытов было сделано очень-очень-очень много, поэтому работа затянулась на треть века без каких-либо гарантий на успех.

Кроме того, источником знаний в у-вэй терапии являлись не только опыты, но и наблюдения, когда природа сама собой «делала» опыты, оставалось лишь отследить, пронаблюдать результаты и сформулировать выводы.

Несмотря на то, что опыты в у-вэй терапии чрезвычайно ненадёжны и малоинформативны, опытничество способствовало обогащению личного опыта.

Казалось бы, что толку от личного опыта? Никто другой, кроме самого человека, его личным опытом воспользоваться не может. И пока жив человек, личный опыт есть, а когда умер, личного опыта уже нет, как будто и не было …

Всё же польза от личного опыта есть. — Он меняет индивидуальное сознание так, что человек становится по-особому наблюдательным и чувствительным к изучаемой реальности. И если вдруг будет обнаружено что-то новое, интересное, случатся удачные находки, то они не будут утеряны. Отразившись в сознании человека, они встроятся в систему его представлений.

Так в процессе деятельности постепенно формируется понимание изучаемой реальности. Оно не обязательно является правильным, более того, оно неизбежно в чём-то ошибочно. — «Errare humanum est» (лат.): «Человеку свойственно ошибаться».

Ошибки исправляются в ходе дальнейшей деятельности, при этом личный опыт постепенно становится рафинированным.

Рафинированный опыт отличается от простого личного опыта тем, что он выражен в словах, представлен в текстах и, следовательно, может передаваться другим людям.

В настоящем тексте представлен именно рафинированный опыт. Простой личный опыт, наоборот, из текста старательно изгонялся, что достигалось нехитрым приёмом: из текста устранялись, по возможности, все нелогичности и неточности.

А теперь самое главное!

Рафинированный опыт допускает независимую проверку. — Это значит, что результаты, полученные в процессе опытничества, перерастают личный опыт, они оказываются буквально в одном шаге от того, чтобы стать опытом всеобщим.

Очень многое в у-вэй терапии переросло рамки личного опыта, поэтому возможны самые разнообразные независимые проверки. — Было бы желание.

Наконец, у-вэй терапия способна к дальнейшему развитию. В частности, можно будет, исходя из анализа стандартных стабилометрических параметров, выполнить объективные исследования по влиянию у-вэй терапии на организм человека и по дальнейшему совершенствованию способов оздоровления.

 

 

5.1.2. Почему у-вэй терапия не наука?

 

Гениальный русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев в работе «Какая же Академия нужна России» писал: «… Наука не может быть никоим образом тайною и по существу своему есть дело публичное, иначе она не наука» [9, C. 479].

Публичность в науке важна по двум причинам. Во-первых, в ходе общения учёные взаимно стимулируют друг друга в поиске новых идей и возможностей. Во-вторых, происходит самоочищение науки, так как любой человек, пусть даже и большой учёный, «в своём глазу бревна не видит, в чужом — соринку разглядит». Поэтому добросовестная критика со стороны научного сообщества чрезвычайно полезна.

Так вот, публичность в у-вэй терапии неполноценная, односторонняя. — Всё, что делалось при разработке у-вэй терапии, публиковалось под самыми разными названиями (эквилибротерапия, биомеханическая гомеопатия и т. п.), по крайней мере, в Интернете. И совсем не для того, чтобы тешить самолюбие автора. — Просто жалко, если результаты многолетней добросовестной работы пропадут зря.

Но никакого отклика не было: те немногочисленные учёные, которые случайно знакомились с текстами по у-вэй терапии, не усматривали никаких перспектив и не вступали в общение, продолжая заниматься своими делами.

Поэтому про у-вэй терапию можно сказать, слегка изменив слова Дмитрия Ивановича Менделеева, что это «дело непубличное, следовательно, она не наука».

Мои тексты можно жёстко критиковать: есть за что. Но в то же время нельзя отрицать, что они постепенно становились всё лучше и лучше, содержали меньше ошибок и заблуждений.

Кстати, в настоящей науке тоже всё хорошо получается не сразу.

 

5.1.3. Не всё ненаучное плохо …

 

Ричард Фейнман, лауреат Нобелевской премии по физике, сказал однажды в шутку (в которой есть большая доля правды), что не все ненаучное плохо, например, любовь.

Многие думают, что только наука является источником достоверного и полезного знания.

Но это не так.

Во многих случаях люди обходятся без науки. Бóльшую часть своей истории люди вообще не имели науки.

Наука в её современном облике начала формироваться в Западной Европе лишь в XVI–XVII вв. Многие открытия были сделаны задолго до этого времени, следовательно, вне науки. — Это такие замечательные достижения, как использование огня, приручение диких животных, земледелие, ориентирование на местности, мореплавание и т. п.

Паровые (тепловые) машины более века широко применялись в промышленности без всякой науки. И лишь в 1824 году гениальный французский физик Сади Карно разработал основы термодинамики и построил научную теорию идеальной тепловой машины.  Кстати, Сади Карно получил свои результаты исходя из теории теплорода, — это старая, неправильная и потому ненаучная теория о природе теплоты.

Ещё пример.

Очень полезный для практики процесс вулканизации каучука был открыт в середине XIX в. американским изобретателем Чарльзом Гудьиром.  Тогда органической химии — науки, объясняющей природу вулканизации каучука, и в помине не было.

Итак, люди тысячелетиями жили без науки и, несмотря на это, умудрялись решать встающие перед ними задачи. Поэтому можно надеяться, что у-вэй терапия, пока ещё не наука, окажется полезной при лечении сколиоза, а также будет применяться с целью общего оздоровления людей.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.