Вы здесь

Личность, как винтик общественного механизма (Пять уровней бытия человека X)

 

Назад    Вперёд

Личность — следующий, после индивида и субъекта, уровень развития человека.

В термине «личность» отражается социальная, общественная природа человека.

Личность — это человек, как представитель человеческого общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Согласно Алексею Николаевичу Леонтьеву, основные характеристики личности таковы:

• Активность — стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границей требований ситуации и ролевых предписаний;

• Направленность — устойчивая доминирующая система мотивов (интересов, идеалов, вкусов и т. д.), определяющая избирательность отношений и активности человека;

• Ценности, установки, убеждения, мировоззрение;

• Самосознание, т.е. то, что человек осознаёт, направляя своё сознание на самого себя. Иными словами, самосознание — это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа.

Личность формируется не вдруг и не сразу.

Первоначальный этап развития личности.

Первое рождение личности приходится на трёхлетний возраст. К этому времени ребёнок осваивает нормы поведения, принятые в  человеческом обществе. Каковы эти нормы, определяют родители, воспитатели.

Кульминацией первоначального этапа развития личности является младший школьный возраст. Это время, когда ребёнок довольно развит, он усвоил навыки поведения в обществе и многое знает об устройстве человеческого общества.

При этом ребёнок, как личность, ещё не вполне созрел и потому может управляться родителями и воспитателями. Поэтому младший школьный возраст — время первичного формирования нравственного облика человека, чем во многом предопределяется его дальнейшее личностное развитие.

Второе рождение личности.

Более или менее полноценная личность формируется в подростковом возрасте, когда личность, образно говоря, «встаёт на крыло». А для этого требуется специфическая деятельность.

Какая? В чём она заключается, если подросток, как субъект социальных отношений ещё не созрел?  — В самом деле, он пока ещё ходит в школу и даже прокормить себя не может, живёт на средства родителей.

Понятно, что взрослое общество его, как субъекта социального общения, не принимает: «зелен виноград». Остаётся одно — общаться со сверстниками, вырабатывая в таком общении приёмы и способы будущего социального поведения.

Именно общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростка, несмотря на то, что ему внушают: учение — самое главное.

А в действительности это не так. Главное, если иметь в виду средоточие переживаний и активности подростка, — общение со сверстниками. Самочувствие подростка во многом зависит именно от такого общения. И неудивительно, что интерес к учению в подростковом возрасте резко падает, учебные успехи становятся более скромными.

Общаясь между собой, подростки формируют подростковую субкультуру, характеризующуюся особыми стилями общения, стилями одежды, своеобразным жаргоном, а также своеобразными интересами, ценностями, приоритетами, мировосприятием.

Это значит, что подростки уже не управляются родителями и воспитателями как, например, младшие школьники. Подростки постепенно отвоёвывают у взрослых всё больше и больше свободы. В конечном итоге, они взрослеют и всей толпой оказываются во взрослом мире…

Процесс становления личности называется социализацией. 

Полноценные, развитые личности формируются в ответ на запросы социального окружения, представителем которого выступает сообщество ровесников. Всевозможные школы, колледжи призваны не только обучать, но и, это главное, воспитывать человека в соответствии с потребностями общества. Именно с этой целью они, так или иначе, организуют пространство общения подростков между собой.

Криминальные личности формируются под запросы соответствующего социального окружения.

Итак, то качество человека, которое мы называем личностью, формируется обществом под свои нужды. Поэтому личность, — это винтик, шаблон, болванка в общественном механизме.

В процессе формирования личности важно то, каково его будущее место в обществе. — Будущих правителей воспитывают примерно одинаково, но совсем не так, как будущих мусорщиков, которых тоже воспитывают примерно одинаково.

Т.е. вариативность запросов общества, конечно же, есть, общество формирует разные личности-винтики под свои всевозможные нужды, но эти различия не имеют ярко выраженного индивидуального характера. Иначе говоря, индивидуальные качества человека тоже имеют значение, но они, как правило, не являются решающими.

И пусть каждый винтик — это винтик сознательный, думающий, ответственный, активный и т.п., он всё равно винтик. В частности, и в том смысле, что любую личность, как винтик механизма,  можно заменить. — Незаменимых людей нет!

Например, человек ходит на работу, сидит там от сих,  до сих. И вдруг, увы, он умер. Что изменится? — А ничего! На его место посадят другого, и тот также будет сидеть от сих и до сих.

Даже выдающуюся личность и то можно заменить!

Возьмите любого выдающегося человека. Допустим, он умер. — И что? Мир остановится и звёзды погаснут?

Нет, конечно, на его место найдётся другой, пусть не такой выдающиёся, но, в конечном итоге, всё как-нибудь, да образуется, в согласии с лозунгом:

«Король умер, да здравствует король!»

И ещё. Представьте себе из автомобиля выпал один винтик, другой, третий… Далеко ли вы на таком автомобиле уедете?

Точно также и личность, пусть она винтик или шурупчик, но в обществе она делает своё нужное и важное  дело.

Поэтому социально ориентированная личность достойна уважения. 

 

Назад     Вперёд

© А. А. Дмитриевский