Иногда бывает, что прослушивание давно забытой грампластинки или какая-то старая вещь, вроде альбома, вызывают потоки ярких, волнующих воспоминаний. Происходит мысленное возвращение в прошлое.

Чтобы закрепить в памяти особые случаи своей жизни древние майя нюхали специально приготовленные запахи, вроде наших духов. Для отчётливого воспроизведения прошлого им достаточно было снова понюхать эти запахи.

Во всех рассмотренных здесь ситуациях имеет место явление, обозначаемое в НЛП термином ”якорь”.

Якорь — закреплённый в памяти фрагмент опыта (образ старой вещи, мелодии записанной на грампластинке, запахи и т.п.) открывающий доступ к более крупным фрагментам опыта. Несмотря на то, что якорь может обладать любой модальностью (аудиальной, визуальной, кинестетической или какой-нибудь другой), он позволяет актуализировать целостную часть опыта, представленную всеми модальностями.

Например, узелок на память — простейший якорь: он или есть или его нет. Обнаружив узелок на память, мы вновь ощущаем целостную картину, возвращаемся в ту ситуацию, когда он был завязан.

Рассмотрим примеры:

(125) На экзамене по психологии студентка брала билет и нечаянно коснулась преподавателя. То ли преподаватель был заряжен, то ли сама студентка, всё равно, в результате они получили сильный удар электрическим током. Студентка, скрывая неловкость, пошутила: ”Погодите, то ли ещё будет!”.

На сознательном уровне этот случай — повод лишний раз посмеяться, дескать, бывает. Но на бессознательном уровне преподаватель испытал эмоциональное напряжение, тревожность, связанную с восприятием этой студентки, и именно эти эмоции во многом предопределили дальнейший ход экзамена. Сначала вместо заслуженной четвёрки преподаватель поставил тройку. Потом, оценив ситуацию объективно, он всё же исправил оценку, осознав причину своей предвзятости.

Затем, на лекции по психологии воспитания он, воспользовавшись удобным предлогом, разобрал этот случай, не указывая, конечно же, конкретно на эту студентку. Теперь у него с ней на когнитивном уровне нормальные отношения.

И всё же, если преподаватель вдруг где-то случайно увидит её, он снова испытывает неприятное потрясение, как при ударе электрическим током.

В данном случае якорем является внешний вид студентки, который актуализирует неприятное, травмирующее переживание, вызванное электростатическим разрядом.

(126) Это случилось на перемене. Вокруг учительницы, как обычно, шумят дети. Она общается с ними и даже успевает что-то записывать в журнале. Вдруг один мальчик бросил в девочку мелом.

Неожиданно, даже для самой себя, учительница подобрала мел и бросила в обидчика так, что кусок раскололся на мелкие кусочки. Сначала она не поняла, что случилось, почему она так поступила. Но затем, внимательнее прислушавшись к своим переживаниям, учительница вдруг осознала, что в момент бросания мелом она возвратилась в детство. Ей вдруг показалось, что она — маленькая девочка, одна из тех школьниц, которые обступили учительницу.

Возврат в детство не случаен. Шум, гам вокруг учительницы, кусок мела, пролетевший мимо, всё это могло сыграть роль якоря, обеспечившего возврат в прошлое.

(127) Иногда учительница начальных классов оставляла на переменах свой класс без присмотра. Сразу после её ухода в класс вваливался высокий старшеклассник. Он издевался над детьми. Мальчикам ставил подзатыльники и оскорблял их. Подойдя к девочке, он мог громко крикнуть, или чем-нибудь стукнуть по парте так, что девочка вздрагивала и даже подпрыгивала на месте. Все дети его боялись, одним лишь своим присутствием он наводил ужас.

Одна из девочек, теперь уже студентка, вспоминает, что впоследствии она пугалась не только этого старшеклассника, а, вообще, она испытывала страх перед любыми старшеклассниками и взрослыми юношами.

Таким образом, один только вид любого взрослого юноши оказался якорем, актуализирующим неприятные и тревожные переживания.

Явления, описываемые НЛП, буквально пронизывают всю нашу психическую жизнь, но чтобы их усмотреть, нужно хорошо знать теорию НЛП и быть хорошим наблюдателем. Студенты, снабжавшие автора богатым фактическим материалом, исходили в своих наблюдениях не из НЛП, а, в основном, из житейской психологии и, кроме того, из психологии деятельности, которую они изучали в институте. Поэтому они представили очень мало ситуаций, которые можно было бы интерпретировать в терминах НЛП.

Отсюда понятна скудность фактического материала двух последних параграфов, где изучается НЛП. Впрочем, точно такое же замечание справедливо и в отношении трансактного анализа.

Отметим, что НЛП очень богата содержанием. Многие главные идеи НЛП в данной книге даже не названы.

НЛП и трансактный анализ — перспективные направления научной психологии, поэтому желательно, чтобы психологи и педагоги постепенно, не торопясь, овладевали соответствующими идеями, знаниями, умениями и навыками.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.