(123) Учитель говорит: ”Дети, я хочу вас похвалить! Вы все хорошо справились с контрольной работой.”

И в то же время лицо учителя ничего не выражает, глаза смотрят куда-то поверх аудитории, его поза закрыта — руки скрещены на груди.

В данном случае внешнее, невербальное поведение не соответствует смыслу произносимых слов.

Это типичный пример неконгруэнтности, т.е. рассогласования информации, передаваемой по разным коммуникативным каналам. Слова неконгруентность и конгруентность образованы от лат. congruens — соответствие, совпадение, поэтому неконгруэнтность означает рассогласование.

Иногда неконгруентность возникает как бы сама собой, когда индивид стремиться выразить свою враждебность или недовольство.

(124) Студент физмата вспоминает самый неприятный случай, который случился с ним в школе: ”На уроке геометрии в восьмом классе кто-то из одноклассников сильно рассмешил меня, а я такой человек, что если меня развеселить, то это надолго. На замечания учительницы я не реагировал, и к середине урока так разошёлся, что не заметил, как она отлучилась, а затем вернулась в класс вместе с директором.

Медленно и молча, директор подошёл ко мне, взял мой дипломат, поставил его на парту. Потом он собрал мои учебники и тетради, сложил их в дипломат, закрыл его, отдал его мне в руки. Потом, указав на дверь, директор сказал с напряжением в голосе: ”Виктор Иванович! Прощайте! Не смеем Вас больше задерживать в нашем учебном заведении!” Я расстроился и молча вышел из класса. На том мой учебный день закончился.”

В данном эпизоде директор недоволен учеником, это видно из ситуации, кроме того, директор допускает недружественные действия по отношению к ученику: он открывает дипломат, складывает в него вещи, т.е. вторгается в интимное, недоступное для посторонних пространство, указывает жестом на дверь и т.п.

С другой стороны, директор стремится выглядеть спокойным и медлительным, кроме того, он был чрезмерно вежлив, употребляет изысканные выражения.

Цель, которую преследовал директор, а он стремится наказать ученика, выразить крайнюю степень своего недовольства, достигнута именно благодаря неконгруентности его поведения.

Лицо, руки, ноги, поза, дыхание, голос, речь, выражение глаз и т.п., все это является средствами передачи информации. Зоны мозга, управляющие ими, или, например, правой и левой половиной тела, различны. Поэтому неудивительно, что возможно рассогласование, когда по одному каналу передаётся одно сообщение, а по другому каналу совсем другое, возможно, противоположное по смыслу.

Человек с неконгруэнтным поведением кажется окружающим ненадёжным, двуличным, от него ждут подвоха. Сам этот человек в свою очередь испытывает чувство смущения и досады, он ощущает, что его поведение малоэффективно.

Конгруэнтность, наоборот, повышает эффективность общения.

Устранить неконгруентность в своём собственном поведении не просто, потому что большинство невербальных сообщений не контролируются сознанием. Поэтому если некогруентность сильно мешает профессиональному общению, желательно обратиться к психологу или психотерапевту, специализирующемуся в НЛП.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.