Попытки манипулирования, если они осознаются, всегда вызывают протест, потому что человеку не нравится быть марионеткой в чужих руках. Нередко бывает, что попытки манипулирования не осознаются, но протест, тем не менее, возникает в результате функционирования неосознаваемых психических механизмов.
Ниже рассматриваются способы манипулирования поведением, часто встречающиеся в условиях конфликта.
Требования, приказы, высказанные в грубой форме.
”Делай так, как тебе сказано”. — Это почему я должен делать так, как сказано, а не по-своему?
”Ты не должен так поступать”. — Кто и на каком основании решает, как я должен поступать, а как не должен?
”Немедленно давай дневник!” — Ишь, немедленно! Я почти не виноват, а ей — немедленно.
”Выйди вон из класса!” — Обращается со мной как с холопом: ”Вон из класса”. Барыня выискалась!
Применение административных рычагов.
Бывает, что учитель не может удержаться от применения административных рычагов в личностном, по своей сути, конфликте, что тоже способствует его усилению.
Например, в случае (18) и учительница, и учащиеся не настроены на рабочий лад. В то же время учительница не вправе отменить урок и, чтобы сохранить хотя бы видимость урока, вынуждена применять доступные ей административные рычаги (контрольная работа). Такое поведение объективно способствует углублению конфликта. Правда, в рассматриваемом случае конфликт угас сам по себе, потому что в нём по-настоящему никто не заинтересован.
Прямое физическое воздействие.
Например, ученик не даёт дневник, тогда учитель вытряхивает всё из ученической сумки и берёт дневник сам. Или, учитель применяет физическую силу, чтобы удалить из класса провинившегося ученика.
Случаи прямого физического воздействия способствуют углублению и расширению конфликта.
Во-первых, потому, что такие действия — грубая попытка манипулирования поведением, во-вторых, при физическом воздействии нарушается неприкосновенность интимной зоны, что в условиях конфликта интерпретируется как враждебность. А в третьих, позиция учителя, применившего физическую силу, становится уязвимой, теперь на учителя можно жаловаться, обвинив его в непрофессиональном поведении.
Несправедливые наказания. Необоснованные требования, произвол.
Несправедливые наказания в условиях конфликта воспринимается как грубая попытка манипулирования, оскорбляющая и унижающая человеческое достоинство.
Аналогично, необоснованные требования тоже обижают и раздражают, способствуя, эскалации конфликта.
— Ты сегодня плохо вёл себя на уроке. Поэтому останься после уроков и сделай уборку в классе.
— Не останусь, я не дежурный.
В армии наряд вне очереди — обычное, уставное наказание. А в учебных заведениях такие наказания, как правило, не применяются.
Обоснованность или необоснованность требований зависит от многих обстоятельств, и, в частности, от позиций сторон. Учитель может думать, что его требования обоснованы, а учащиеся могут думать по-иному. Поэтому, при выдвижении требований нужно проявлять осмотрительность, иначе может возникнуть основа для эскалации конфликта.
Если ставится цель погасить конфликт, то следует отказаться от любых попыток манипулирования противоположной стороной.
Добавить комментарий