Неподчинение требованиям может быть в самых разных формах: протест, словесное возмущение, невыполнение требуемых действий и т.п.
Та сторона, которая пытается управлять поведением другой стороны, становиться особенно чувствительной к результатам управления, т.е. по отношению к тому, насколько хорошо выполняются её требования. Невыполнение требований раздражает и беспокоит её. Пример:
— Давай дневник!
— Не дам!
— Неужели ты его забыл дома?
— Он у меня в сумке, но всё равно не дам!
В данной ситуации ученик провоцирует учителя развивать конфликт самим фактом отказа в выполнении требований.
Нередко открытое неподчинение требованиям чревато неприятными последствиями, тогда применяются всевозможные уловки. В частности, можно искусственно, на словах, ограничить свои возможности или свободу действий так, чтобы требования оппонента в конфликте остались неудовлетворёнными.
— Я не могу…
— Это невозможно…
Нежелание подчиниться требованиям может принять следующую форму:
— Я могу сделать так, как вы требуете, но это совсем не то, что вам нужно.
Отметим, что иногда такое ограничение вызвано объективными причинами, но нередко, если речь идёт о конфликте, это просто уловки.
Неподчинение требованиям может проявиться в виде отказа от обсуждения сути конфликта.
— Вася, ты вчера подрался с Мишей на уроке истории. Как не стыдно! Почему?
— (Молчит).
— Ну, ответь, мне!
— А что отвечать?
Наконец, бывает, что отказ от обсуждения сути конфликта — отголосок других проблем и конфликтов.
Неподчинение требованиям в условиях конфликта — обычное явление. Если ставится задача не допускать эскалации конфликта, то следует отказаться от несущественных требований, ограничившись выдвижением только тех требований, которые составляют содержание конфликта.
Добавить комментарий