Опорные слова к вопросу №35 — здесь


В неофрейдизме подчеркивается значение социально-психологических и социокультурных факторов в становлении характера.

Так, в работах «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «На­ши внутренние конфликты» (1945 г.) Карен Хорни описала три типа человече­ского характера, соответствующих трем базовым ориентациям в отношени­ях с другими людьми.

  • Уступчивый тип - в его основе ориентация на людей (движение к лю­дям), которая в гипертрофированном виде порождает зависимость и бес­помощность; иррациональное кредо человека этого типа: «Если я уступлю, меня не тронут».
  • Обособленный тип - ориентация от людей способствует формирова­нию защитной установки: «Мне все равно»; в основе иррациональное убеждение: «Самая безопасная позиция - отстраненность».
  • Враждебный тип - ориентация против людей, предопределяющая враждебность, стремление к доминированию и эксплуатации; формула: «Безопасность - это власть».

С именем Эриха Фромма связана разработка понятия «социальный харак­тер», обозначающего сумму личностных качеств, в которых своеобразно преломляются исторически сложившиеся общественные отношения. Фромм подразделил все его разновидности на два больших класса: «непродуктив­ные» и «продуктивные», а также описал пять устойчивых типов «социаль­ного характера».

  • Рецептивный тип, отличающийся пассивностью, зависимостью, поис­ком внешнего подкрепления, одобрения и поддержки, убежденностью в том, что все необходимое для полноценной жизни можно получить толь­ко от других.
  • Эксплуатирующий тип, стремящийся достичь поставленных целей за счет использования других людей, манипуляций ими, обладания и заим­ствования; эгоцентричен и не склонен к творчеству.
  • Накопительный тип, пытающийся решать основные жизненные про­блемы путем накопления материальных или иных благ; тяготеет к про­шлому, страшится всего нового и непредсказуемого, отличается ригид­ностью, подозрительностью, соответствует анальному характеру в пони­мании Фрейда.
  • Рыночный тип, базируется на отношении ко всему, в частности к лич­ности, как к товару, стремится к внешней привлекательности при поверх­ностности контактов с окружающими; основной девиз: «Я такой, каким вы хотите меня видеть»; представляет собой специфический продукт ры­ночного капиталистического общества.
  • Продуктивный тип - независимый, творческий, социально активный, способный к безусловной любви и созиданию.

При описании оценки перечисленных типов Фромм опирался на марксистскую критику капиталистического общества, постепенно погружающегося в тотальное (всеобщее) отчуждение.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.