Опорные слова к вопросу №35 — здесь
В неофрейдизме подчеркивается значение социально-психологических и социокультурных факторов в становлении характера.
Так, в работах «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Наши внутренние конфликты» (1945 г.) Карен Хорни описала три типа человеческого характера, соответствующих трем базовым ориентациям в отношениях с другими людьми.
- Уступчивый тип - в его основе ориентация на людей (движение к людям), которая в гипертрофированном виде порождает зависимость и беспомощность; иррациональное кредо человека этого типа: «Если я уступлю, меня не тронут».
- Обособленный тип - ориентация от людей способствует формированию защитной установки: «Мне все равно»; в основе иррациональное убеждение: «Самая безопасная позиция - отстраненность».
- Враждебный тип - ориентация против людей, предопределяющая враждебность, стремление к доминированию и эксплуатации; формула: «Безопасность - это власть».
С именем Эриха Фромма связана разработка понятия «социальный характер», обозначающего сумму личностных качеств, в которых своеобразно преломляются исторически сложившиеся общественные отношения. Фромм подразделил все его разновидности на два больших класса: «непродуктивные» и «продуктивные», а также описал пять устойчивых типов «социального характера».
- Рецептивный тип, отличающийся пассивностью, зависимостью, поиском внешнего подкрепления, одобрения и поддержки, убежденностью в том, что все необходимое для полноценной жизни можно получить только от других.
- Эксплуатирующий тип, стремящийся достичь поставленных целей за счет использования других людей, манипуляций ими, обладания и заимствования; эгоцентричен и не склонен к творчеству.
- Накопительный тип, пытающийся решать основные жизненные проблемы путем накопления материальных или иных благ; тяготеет к прошлому, страшится всего нового и непредсказуемого, отличается ригидностью, подозрительностью, соответствует анальному характеру в понимании Фрейда.
- Рыночный тип, базируется на отношении ко всему, в частности к личности, как к товару, стремится к внешней привлекательности при поверхностности контактов с окружающими; основной девиз: «Я такой, каким вы хотите меня видеть»; представляет собой специфический продукт рыночного капиталистического общества.
- Продуктивный тип - независимый, творческий, социально активный, способный к безусловной любви и созиданию.
При описании оценки перечисленных типов Фромм опирался на марксистскую критику капиталистического общества, постепенно погружающегося в тотальное (всеобщее) отчуждение.
Добавить комментарий