25 марта Капицу ждали в МГУ в эстрадной студии «Наш дом». Все «нашдомовцы» были предупреждены заранее, до начала спектакля толпились в вестибюле, но Капица не пришел. Где-то в душе мы и не ожидали, что он придет. Все-таки академик, солидный человек. Вместо него пришли два его сына — физик Сергей Петрович и полярник Андрей Петрович. Я думаю — на разведку.
В антракте Павел Евгеньевич Рубинин сказал, что Петр Леонидович не мог приехать: Анна Алексеевна плохо себя чувствует. Но в другой раз он обязательно приедет, и действительно, через неделю на следующий спектакль Капица приехал.
Это было в общем-то неожиданно. Я увидел его со сцены, сквозь дырочку в занавесе. Он сидел в пятом ряду справа, совсем так же, как у себя на капишниках, все в том же сером полупиджаке-полукуртке, наверняка, по мнению широкой публики, очень не похожий на академика, на героя, на лауреата. Собираясь в театр, он надел галстук. Это сразу бросалось в глаза.
Начался спектакль. Все было, как обычно. В партере смеялись. На балконе кричали браво. Только Капица в пятом ряду сидел непроницаемый. Было странно.
Когда в зале начинали аплодировать, он тоже аплодировал, но как-то очень вежливо. Как только дали занавес, я провел Капицу за сцену.
Kто бывал в Доме культуры МГУ на Моховой, знает эту комнату. Там репетируют певцы, поэтому в комнате стоит рояль, и рисуют художники, поэтому все шкафы наполнены облупленными черепами, всякими гипсовыми цветочками, орнаментами. У окна в кучу свалены подрамники, мольберты. В тот сезон эта комната еще служила раздевалкой для актеров и друзей студии, поэтому у дверей, на шкафах, на рояле лежали, валялись, висели пальто, портфели. Короче, комната была мало приспособлена для приема высоких гостей, но другой не было.
Капица вошел. Ему предложили единственный более или менее нормальный стул. Мне было неловко, я был уверен, что спектакль ему не понравился. Но он неожиданно начал говорить много приятного. Спрятавшийся было режиссер «Нашего дома» Марк Розовский, покашливая, вышел вперед. И вот тут произошло, на мой взгляд, самое интересное. Пропала скованность. Капица расспрашивал о задумках театра. Ему действительно было интересно. Ему начали объяснять, что такое театр-диспут. Эта идея ему понравилась. Он загорелся, заволновался, начал говорить быстрее обычного, вспомнил о студенческой самодеятельности своей молодости, вспомнил об английских клубах. Театр-клуб, театр-диспут — это, по его мнению, вполне заслуживает внимания. Это современно. Потом разговор как-то сам по себе перешел на вопросы архитектуры. Потом говорили о литературе. И все чувствовали себя равными с этим человеком. Он не был академиком, директором, начальником. Он был просто Петром Леонидовичем Капицей, остроумным, много знающим человеком.
Было без четверти двенадцать. Капица сказал: «Обычно я ложусь спать ровно в десять». Ровно в двенадцать он повторил, что ложится спать в десять, и все начали прощаться.
Добавить комментарий