Вы здесь

Психотехники — ценнейшие крупицы опыта по саморазвитию (О рефлексии IX)

 

Назад    Вперёд

В предыдущем сообщении речь шла  о стоп-упражнении Георгия Ивановича Гурджиева, а также об ученике, который полностью доверился своему учителю и, выполняя стоп-упражнение, преобразился: 

«Он был на самой грани смерти, но когда он пришел в себя, это был преображенный человек. Он был уже не тот, кто стоял и выполнял упражнение, он был полностью преображен. Он что-то узнал, он совершил прыжок».

Я задал вопрос читателям: «Вы хотите, чтобы нечто подобное произошло с вами? Вам это надо?».

Не знаю, что ответили вы, а я отвечаю: «Нет! Категорически, нет! Потому что…

Что значит, он преображён? В кого он превратился? Сохранил ли ученик свою личность, или он полностью и окончательно погиб как личность? Откуда мы знаем, что он стал лучше и успешнее? Куда он совершил прыжок? В пропасть, жерло вулкана или в кровать продажной красотки?…»

И, вообще, стремление найти учителя похвально, когда речь идёт о каких-либо частностях, вроде обучения высшей математике, вышиванию крестиком или иностранному языку.  Здесь толковый учитель и в самом деле может дать очень много.

Но если речь идёт о фундаментальных, жизненных проблемах, то я, лично, не склонен доверяться кому-либо, потому что у людей, которые соглашаются быть гуру, духовными наставниками могут быть свои, особые и далеко не альтруистические интересы.

В частности, Георгий Иванович Гурджиев ставил своей главной задачей изучение психической и духовной реальности, а развитие и обучение учеников у него было на последнем месте. По свидетельству Петра Демьяновича Успенского, автора знаменитой книги «Четвёртый путь», Г. И. Гурджиев набирал группу учеников, выполнял с ними какие-то свои эксперименты и, спустя некоторое время, он прекращал общение с учениками, поскольку они для него становились не интересными и бесполезными в достижении основных целей.

При этом следует признать, что Георгий Иванович Гурджиев, согласно свидетельствам  его учеников, был далеко не худшим наставником и учителем эзотерики.

А вот всевозможные самозваные учителя-гуру могут оказаться просто-напросто опасными для психического и духовного здоровья!

Я всегда с большим недоверием и, более того, с некоторой брезгливостью относился и сейчас отношусь даже к самым признанным духовным наставникам и авторитетам. Пусть толпа людей сбегается к ним в надежде хотя бы прикоснуться к их мудрости,  святости и величию. — В этой толпе вы меня не увидите.

Потому что он святой и мудрейший, а я простой человек.  Значит мы разные люди. У него — свой путь, у меня — свой.

Общаясь с такими людьми, читая их книги, я чувствую, что меня программируют, а я этого не желаю.

Поневоле на ум приходит аналогия. Толпа птиц кормится конским навозом. С воодушевлением птицы щебечут, что-то выискивая в нём. Несомненно, они находят там для себя нечто ценное и питательное. Но попутно наглотаются всяких отбросов. Наверное, будет лучше, если питаться живыми растениями, колосьями злаковых.

Правда, переваривать свежую траву или зёрна трудно, зато пища чистая. В таком случае птицам нужны крепкие клювы и мощные желудки.

В переносе на нашу ситуацию, это означает следующее. Для самостоятельного психического и духовного развития необходимо знать что, когда и как делать. А точнее, нужно ознакомиться с психотехниками и владеть ими.

И тогда каждый человек сам с полной ответственностью будет выбирать из набора психотехник то, что ему подходит, то, что наиболее актуально для него здесь и сейчас.

Иначе говоря, человек будет строить себя сам, без оглядки на других людей, пусть даже святых и мудрых, делая те или иные выборы самостоятельно.

Именно психотехники, — вот та самая "чистая пища", которая свободна от религиозных, мировоззренческих, идеологических, философских и прочих наслоений.

Откуда берутся психотехники? — Из богатого опыта людей.

Ценнейшими крупицами опыта психотехники разбросаны в книгах по психологии, философии, в религиозной, вероучительной  литературе, а также в эзотерической литературе, которая раньше была недоступна, а теперь почти всё стало доступным.

На протяжении двадцати лет я, насколько в моих силах, выискивал в литературе психотехники, осмысливал их, пробовал применять их к себе.

А теперь делюсь опытом. Я же не вечно буду жив. И, сами понимаете, мне в могилу тащить свой опыт ни к чему. Пусть он послужит людям....

Назад    Вперёд

©   А.А.Дмитриевский.