Свою научную деятельность Ломоносов ставил на первое место. Однако не меньшее значение он придавал борьбе, которую вел за развитие отечественной науки и просвещение русского народа.

Прежде всего Ломоносов много сил отдал борьбе за улучшение деятельности Академии наук. Несмотря на то, что в Академию наук при ее организации с самого начала ее деятельности были приглашены крупные ученые, и она сразу приобрела славу «знатнейшего» научного учреждения, в ее руководстве большую роль стала играть группа реакционеров и иноземных авантюристов. Во главе  этой  группы  оказался  ловкий  интриган и карьерист Шумахер, глава Академической канцелярии. Его ближайшими помощниками были Тауберт, его зять, и Теплов.

Как только Ломоносов вернулся на родину, он сразу же столкнулся с порядками, процветавшими в Академии, вступил в борьбу с группой Шумахера и быстро был наказан за «неоднократные неучтивые бесстыдные и противные поступки по отношению к академии, так и к комиссии и к немецкой земле». Он был взят под домашний арест и ждал приговора, который мог оказаться жестоким. Ломоносов мог быть подвергнут наказанью плетьми или даже смертной казни. Однако вступившая на трон Елизавета помиловала Ломоносова, и он приступил к выполнению своих обязанностей в Академии.

После ареста Ломоносов стал более осторожным в борьбе против Шумахера и подобных ему. Но эта борьба продолжалась. «Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет: стоял за них смолоду, на старость не покину», — писал он за четыре года до своей смерти, последовавшей в 1765 году.

Для развития отечественной науки необходима была организация подготовки национальных научных кадров. Необходимость решения этой задачи понимал еще Петр I, поэтому в проекте Академии наук, который составлялся при его жизни, было отмечено, что при Академии наук должны быть созданы гимназия и университет.

Гимназия и университет действительно были созданы, однако их работе не было уделено достаточного внимания. И когда в Академию пришел Ломоносов, они влачили жалкое существование. Много сил приложил Ломоносов, налаживая их работу, стремясь добиться такого положения, чтобы Академический университет стал подлинной кузницей научных кадров. Однако все его попытки наладить работу гимназии и университета разбивались о противодействие Шумахера, Тауберта и других «противников наук российских». Ломоносов обращался за помощью к президенту Академии наук, к влиятельным вельможам, но наталкивался на глухое безразличие. Их только раздражали его просьбы.

Безрезультатность этих попыток показала Ломоносову невозможность существенного улучшения работы гимназии и университета при Академии наук. У него возникла мысль об организации гимназии и университета в Москве, бывшей экономическим центром России. Здесь было меньше иностранцев, вельмож, не было такого аристократизма, как в столице, такого числа «противников наук российских». И вот в 1753 г. Ломоносов, едет в Москву с намерением выяснить возможность организации в ней университета. Вернувшись в Петербург, он начинает действовать. Понимая, что для успеха задуманного дела необходимо привлечь кого-либо из вельмож, он обращается к фавориту Елизаветы графу Шувалову, любящему играть роль покровителя литературы и искусства. Под влиянием Ломоносова Шувалов склоняется к идее создания университета в Москве. Ломоносов пишет проект университета: какова должна быть, его структура, штаты и т. д. При университете, полагает Ломоносов, должна быть гимназия.

Проект Московского университета подвергается рассмотрению, вокруг него ведутся опоры. С одной стороны Ломоносов, с другой — Шувалов и его окружение. Ломоносов отстаивает демократические принципы при создании и последующей работе университета, стремясь сделать обучение в нем доступным для широких слоев русского общества вплоть до детей крепостных. Шувалов же заботится о том, чтобы университет был для дворянских детей. Ломоносов пишет: «Другие европейские государства наполнены людьми учеными всякого звания», однако не единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды».

Указ об учреждении Московского университета был подписан 12 января 1755 г., а 7 мая того же года состоялось его торжественное открытие. Первые профессора университета произнесли речи. На торжественное открытие съехалось несколько тысяч человек. Около здания университета состоялось народное гулянье, вечером была устроена большая иллюминация.

Только виновника торжества, истинного основателя Московского университета на торжестве не было. Его имя даже нигде не упоминалось в документах. Все заслуги в создании университета были присвоены графом Шуваловым, о котором было сказано, что его имя в ученом свете «заботы быть не может».

Однако Ломоносов незримо присутствовал при открытии университета. Профессора, произносившие речи, и Николай Поповский, и Антон Барсов, были его учениками и его мыслями наполнили свои речи. И в дальнейшем Московский университет был наполнен идеями и устремлениями своего создателя Ломоносова. Первый большой книгой, напечатанной в типографии университета, было собрание сочинений Ломоносова. Его идеями, замыслами, любовью к русскому народу, русской культуре и борьбой ее за национальную самобытность была пронизана вся деятельность Московского университета, носителя и рассадника русской науки и культуры.

Велики заслуги Ломоносова перед Отечеством и в области науки, и в области просвещения, и в области русской культуры. О его замечательной деятельности неоднократно с восхищением писали лучшие представители русского народа. Мы уже приводили слова о Ломоносове А. С. Пушкина, который называл его «первым русским университетом».

Восторженно писал об отце русской науки В. Г. Белинский: «...на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен к всякому великому и прекрасному».

Приведем в заключение слова нашего современника С. И. Вавилова: «Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М. В. Ломоносова».

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.