Многозначность термина «сознание».
Пора определиться, что такое сознание. Это слово имеет бесчисленное множество толкований и значений. Каждое философское направление, каждое направление в психологии, каждое религиозное учение имеет свои взгляды на природу сознания и по-своему толкует, что это такое.
Поэтому сразу определимся. Сознание будем трактовать в традициях отечественной психологии, иначе называемой психологией деятельности.
Сознание — высший уровень психики, свойственный лишь человеку.
Такое определение имеет право на существование, но оно совсем не раскрывает сущности понятия.
Общественная природа сознания.
Люди — биологические существа или, попросту говоря, животные. Но кроме животной природы у людей есть важнейшее свойство, которое можно назвать культурой в самом широком смысле этого слова.
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей людей, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Здесь явно не называется, но буквально за каждым словом стоит ещё одно очень важное слово, — общение. В самом деле, представьте, что остановилось общение между людьми, тогда сразу рухнет вся культура.
Вспомните библейское предание о вавилонской башне!
Возникает вопрос, каково назначение общения? Только ли для того, чтобы приласкать друг друга?
— Нет, конечно! Общение необходимо, чтобы воспроизводить функционирование человеческого общества, а также обеспечить дальнейшее его развитие. Это значит, неизбежна активность отдельных людей, отдельных общественных групп и общества в целом. Причём не любая, не какая угодно хаотическая активность, а такая, которая приводит у нужным результатам.
Такая активность называется деятельностью.
Теперь вспомним поэму Владимира Владимировича Маяковского «Владимир Ильич Ленин»:
…Единица! —
Кому она нужна?!
Голос единицы
тоньше писка.
Кто ее услышит? —
Разве жена!
И то
если не на базаре,
а близко…
… Единица — вздор,
единица — ноль,
один —
даже если
очень важный —
не подымет
простое
пятивершковое бревно,
тем более
дом пятиэтажный…
Понятно, что для функционирования человеческого общества необходима согласованная активность многих людей, иначе говоря, совместная деятельность.
Именно совместная деятельность настраивает взаимную согласованность и адекватность психического отражения. В результате формируется идеальная, психическая реальность, иначе говоря, возникает как бы удвоение мира.
Объективный мир в ходе активного психического отражения получает свой образ-двойник — психический, идеальный мир.
И, что очень важно: поскольку идеальный мир формируется в процессе совместной деятельности, он одинаков, а точнее, одинаков с точностью до неизбежных индивидуальных различий, у всех участников деятельности. Фактически это и есть сознание.
Термин «сознание» означает со(вместное)знание: дословный перевод с латинского: сonscientia = сon(совместно, вместе с) + scientia (знание, наука).
Итак, в результате функционирования человеческого общества, направленного на поддержание своего существования и развития, формируется общественное сознание.
Индивидуальные сознания формируются в процессе индивидуальной деятельности, совершаемой в поле общественного сознания.
Сознание и язык.
Снова вернёмся к психическому удвоению мира.
Такие важнейшие элементы нашей психики, как чувства, образы, представления, мысли являются чрезвычайно подвижными, изменчивыми, их невозможно непосредственно передать другому человеку и даже удержать, закрепить в своей собственной психике. Об этом поразительно точно сказал Осип Эмильевич Мандельштам в стихотворении «Ласточка» (Ноябрь 1920):
Я слово позабыл…
…И мысль бесплотная в чертог теней вернется…
Именно вследствие чрезвычайной подвижности психической реальности невозможно непосредственно управлять даже своей и, тем более, чужой психикой. Точнее, управлять можно, но очень ограниченно.
А теперь аналогия.
Допустим, что нужно вырыть яму. Можно, конечно, руками, но плохо получится. Лучше лопатой. А ещё лучше экскаватором.
Лопата, экскаватор — орудия труда. Человек, действуя на окружающий мир опосредованно, применяя орудия труда, в состоянии многократно усилить свою природную способность воздействия на окружающий мир.
Точно также для управления внутренним, психическим миром человек применяет нечто подобное орудиям труда. Только они называются по-другому, — знаки.
Каждый знак, — слово, буква, иероглиф, музыкальная нота, математическая формула, дорожный знак и т.п., является представителем некоторой психической реальности, за которой может стоять, а может и не стоять физическая реальность.
Знаки, как правило, существуют не сами по себе, они организованы в сложную систему, называемую языком.
Итак, у человека сформировалась уникальная особенность, отличающая его от животных, — способность произвольно оперировать содержанием своей и чужой психики опосредованно, с помощью знаков.
Например.
«Кисленького захотелось, — чаю с лимоном…»
Такая мысль обычно возникает спонтанно, сама собой, неуправляемо.
Но вот вы прочитали про лимон, мысленно увидели его жёлтую сочную корочку, представили, как вы его разрезаете ножичком, почувствовали неповторимый лимонный запах…
Ну что, слюнки-то потекли?
Вот оно чудо! «Через годы, через расстояния…» я могу управлять вашей психикой с помощью знаков: слов-букв!
Недаром сказано: «В начале было слово…» 1
А теперь подведём итоги.
В понятии «сознание» сплелись в тугой узел множество таких важнейших понятий, как «культура», «деятельность», «общение», «знак», «язык»…
- 1. Первая строка книги Нового Завета, Евангелие от Иоанна.
Последние комментарии