Первоначально планировалось написать книгу что-то вроде "Десять правил, как избежать психотравмирующих ситуаций в школе", подобную книгам Д. Карнеги [17]. Но постепенно работа стала приобретать черты научного исследования. Поэтому возникла необходимость рассмотреть методологические аспекты исследования, сформулировать их хотя бы задним числом, т.е. после того, как книга была, в основном, написана.
Исследование состояло из четырёх этапов.
Первый этап. Сбор исходной информации.
Любая работа с практической направленностью должна опираться на эмпирический материал, на опыт, почерпнутый из жизни. Исходным материалом для данной книги служили специально отобранные случаи, имевшие место в различных учебных заведениях, находящихся, в основном, в Свердловской области. Поэтому на первом этапе, длящемся около двух лет, собиралась исходная информация, причём не из книг, а из жизни.
Автор книги — преподаватель психологии Нижнетагильского педагогического института. Лично ему доступны те немногие случаи, которые произошли у него на глазах. Зато неоценимую помощь в работе оказали студенты, сообщая о многих событиях, имевших место в действительности. Занятия по теме "Техника психологической безопасности в учебных заведениях" всегда вызывали у студентов большой интерес.
Наконец, на первом этапе автор пользовался также сведениями, почёрпнутыми из бесед с опытными учителями и преподавателями г. Нижнего Тагила.
Второй этап. Выявление логической структуры фактического материала: формулировка когнитивно-логической структуры (КЛС) и гипотез относительно свойств КЛС.
Дальнейшая работа с фактами заключалась в следующем. Все они подвергались анализу с позиций современной научной психологии. В ходе такого анализа случаи классифицировались, из них отбирались наиболее типичные или, наоборот, наиболее яркие и нетипичные. Отобранные случаи служили в книге иллюстрациями для теоретического материала.
Примерно половина случаев имеет непосредственное отношение к конфликтам. Анализ конкретных ситуаций позволил выявить стадии и этапы развития конфликтов, а также факторы, способствующие расширению и углублению конфликтов. Впервые в данной книге выявлены особые ситуации, названные поведенческими тупиками, полянами, антиконфликтами.
Оставшаяся половина случаев потребовала, для своего анализа и интерпретации, привлечения самых различных средств. Иногда отчётливо проявлялись особенности личности учителя, другие ситуации могли быть проанализированы исходя из психологии деятельности, трансактного анализа или нейролингвистического программирования.
Постепенно за тем субъективным и случайным, что содержится в каждом отдельном факте, стало вырисовываться объективное содержание изучаемой темы, обозначенное в дальнейшем термином "когнитивно-логическая структура" (КЛС).
В развёрнутом виде КЛС представлена оглавлением данной книги. КЛС является, по своей сути, ничем иным, как гипотезой, которую на втором этапе исследования приходилось много раз переделывать и видоизменять, возвращаясь при этом к первому этапу.
К концу второго этапа КЛС была, в основном, готова. Более того, к тому времени имелось не только оглавление, представляющее собой развёрнутое выражение КЛС; тогда же был написан первоначальный, черновой вариант книги. Кроме того, были сформулированы гипотезы относительно свойств КЛС: гипотезы устойчивости и зрелости КЛС, гипотеза достаточности теоретической базы.
Третий этап. Привлечение дополнительных фактических данных.
Суть третьего этапа состоит в обращении к фактическим данным, но теперь уже на новом уровне.
Обращение к опыту студентов стало более целенаправленным. Например, на занятиях рассматривались психологические предвестники конфликта, или провокации и трансактные игры, или нарушения этических норм, а затем студентам предлагалось припомнить подобные случаи. Итак, теперь получению информации предшествовала осознанная и целенаправленная стимуляция студентов, как источников информации.
Кроме того, студентам предлагалось в качестве домашнего задания вспомнить и описать два случая из их школьной жизни, один самый плохой и трагичный, другой, наоборот, самый весёлый и радостный. Тем самым содержание задания не ограничивалось одними лишь психотравмирующими ситуациями.
Наконец, на третьем этапе широко привлекалась информация, представленная в доступной психолого-педагогической литературе. Конечно, и раньше автор читал книги, слушал радио, смотрел телевизор, поэтому поневоле знакомился с фактами, имеющими отношение к содержанию книги. Не закрывать же глаза и не затыкать уши! Но теперь эта информация приобретала новый смысл.
А именно, особенностью третьего этапа является применение к новым, дополнительным фактическим данным КЛС, как инструмента исследования. Фактически изучался следующий вопрос: адекватна ли КЛС дополнительным фактическим данным, или же она требует серьёзной переработки.
Наконец, на последнем, четвёртом этапе, окончательно оценивалась пригодность КЛС в качестве инструмента исследования, а также делались заключения по гипотезам относительно свойств КЛС.
Добавить комментарий