Вы здесь

Необходимость научного подхода к анализу психотравмирующих ситуаций

 

В обществе признается необходимость выполнения правил техники безопасности для того, чтобы предупредить чрезвычайные ситуации и уменьшить порождаемый ими ущерб. На производствах есть специальные инженеры, отвечающие за технику безопасности. Имеются также специалисты по пожарной безопасности, по безопасности дорожного движения, экологической безопасности и т.п.

И в учебных заведениях требованиям техники безопасности уделяют, как правило, достаточное внимание. Специально разработанные правила по технике безопасности в кабинетах физики и химии, в мастерских по трудовому обучению соблюдаются неукоснительно. Это понятно. Учитель, взяв на урок физически здорового учащегося, должен вернуть обществу после урока такого же здорового учащегося, а не инвалида.

Отметим, что, рассматривая возможность нанесения одного лишь физического ущерба, невозможно отвлечься от психического аспекта реальности, потому что происходящее объясняется нередко не только физическими, но и психологическими причинами.

(1) На уроке химии изучается тема ”Кислоты и щёлочи”. Посреди урока две девочки поссорились, и одна из них, не долго думая, плеснула другой кислотой в лицо. Учительница вместо того, чтобы оказать первую помощь, стала ругать нарушительницу дисциплины. Драгоценное время было упущено, зрение у пострадавшей девочки заметно ухудшилось.

Ученице на уроке была нанесена физическая травма. Причина этого не только в том, что разбавленная кислота может довольно быстро повредить нежную роговицу. Имеются, по крайней мере, ещё две, психологические причины несчастного случая. Первая — ссора двух девочек на уроке, вторая — психологическая неготовность учительницы оказать первую помощь в критической ситуации.

(В книге принята цифровая нумерация основных эпизодов. В начале описания каждого случая приводится его порядковый номер, заключенный в круглые скобки. Соответствующий текст набран курсивом.)

Известно, что психические травмы нередко остаются с человеком на всю жизнь, а по своим последствиям для здоровья они не менее серьёзны, чем физические. Отсюда понятно, что проблема психологической безопасности является и важной, и актуальной.

Удовлетворить требованиям психологической безопасности значительно труднее, чем требованиям физической безопасности.

Главная причина в том, что воочию видимые последствия нарушения правил психологической безопасности нередко отсутствуют, поэтому общество не реагирует на большинство случаев нанесения психических травм. Конечно, если бы каждый случай самой мелкой психической травмы можно было объективно фиксировать, подобно тому, как можно легко установить наличие, например, синяков, то ситуация значительно бы улучшилась. Но, увы, это невозможно, и на внешний сдерживающий контроль со стороны общества надеяться не приходится.

Поэтому возрастает сдерживающая роль внутреннего контроля, это значит, что необходимо сознательное соблюдение правил психологической безопасности.

Правила, которые позволили бы минимизировать психологический ущерб, уменьшить вероятность психических травм в условиях учебно-воспитательного процесса разрабатывались в той или иной степени многими авторами. Однако их рекомендации рассеяны во множестве специальных книг по педагогике и психологии, поэтому для учителей и преподавателей вузов, как правило, недоступны.

В связи с этим вспоминается следующий случай.

(2) Преподаватель с большим стажем работы в пединституте (не психолог и не педагог) рассказывает, что однажды на его занятии произошло нечто странное. Между двумя студентками неожиданно возник конфликт, в который оказался втянутым сам преподаватель. Он не мог понять, в чём состоит этот конфликт, ему не удалось выразить суть конфликта словами и удержать сопутствующие обстоятельства в памяти. В душе остался лишь неприятный осадок, из-за того, что произошло что-то плохое, и недоумение, а что же всё-таки случилось?

Приведённый пример показывает, что житейского опыта, иногда богатого, недостаточно для понимания сути проблем, возникающих в практической деятельности педагога. А о решении проблем и говорить не приходится. Только научная психология открывает неограниченные возможности в изучении психических процессов и явлений.

Данная работа является попыткой привлечения потенциала современной научной психологии к проблеме профилактики психических травм в учебных заведениях.

Оказалось, что термин "психотравмирующая ситуация" не вполне подходит для наших целей. И всё же, за неимением лучшего, будем пользоваться этим термином, причём будем трактовать его в самом широком смысле.

А именно, психотравмирующие ситуации могут быть острые и хронические. Они могут иметь самые разные причины и различаться по последствиям. Два человека, попав в одинаковые ситуации, будут переживать их по-разному: у одного возникнет психическая травма, а с другого — "как с гуся вода". Ситуации не обязательно должны завершаться психической травмой, ущерб может состоять в понижении статуса, престижа, авторитета или же они могут завершаться отрицательно окрашенными переживаниями.

Поэтому в дальнейшем нас будут интересовать все те ситуации, в которых тот или иной человек, та или иная сторона, участвующая в событиях, испытывает или может испытывать ущерб в виде психических травм, понижения авторитета, престижа, неприятных эмоциональных переживаний и т.п. Все ситуации такого рода будем называть психотравмирующими.

Можно думать, исходя из смысла термина "психотравмирующие ситуации", что они безусловно, вредны для психики. Но это не так.

Психика любого человека — живое, саморегулирующееся образование, так что психически здоровый человек успешно справляется с большинством психологических проблем, и, в частности, с последствиями психических травм. Точно также здоровый организм человека успешно справляется с синяками, царапинами, с простудами.

Более того, для успешного функционирования психики человека необходимы стрессовые нагрузки, обеспечивающие тренировку механизмов её саморегуляции и самооздоровления. В этом смысле психотравмирующие ситуации до некоторой степени даже полезны и необходимы. Они, наряду со многими другими событиями в жизни человека, составляют ту событийную ткань жизни, без чего жизнь была бы пресной, скучной, неинтересной.

Опасность представляют лишь чрезмерные психические нагрузки, превышающие возможности психики к самоизлечению и самооздоровлению. Короче говоря, стресс полезен, если он не чрезмерен.

Чрезмерный, превышающий возможности психики стресс называется дистрессом, он, безусловно, вреден. Эти идеи о стрессе высказаны знаменитым канадским учёным, основателем Международного института стресса Гансом Селье. [32]

В связи с этим возникает вопрос, в каких психотравмирующих ситуациях возникает стресс, а в каких дистресс?

В общем случае ответить на этот вопрос невозможно. Каждую ситуацию следует рассматривать с учётом как стабильных, устойчивых, так и сиюминутных, изменчивых индивидуальных психологических особенностей взаимодействующих субъектов. Именно в этом заключается принцип конкретности анализа психотравмирующей ситуации, более подробно рассмотренный в §21.

Итак, целью нашей книги является изучение дистрессовых психотравмирующих ситуаций для того чтобы их избегать, а если они всё же произошли, управлять ими, сведя возможный ущерб к минимуму.

Вообще говоря, любая психотравмирующая ситуация является потенциально дистрессовой, поэтому мы будем опускать это уточняющее слово, так что в дальнейшем будет идти просто о психотравмирующих ситуациях.

Острые углы педагогического общения, психотравмирующие ситуации, сопутствующие учебно-воспитательному процессу, похожи на сорняки. Любой сорняк можно выдернуть сразу, немедленно, но для того, чтобы освободить от сорняков целое поле, нужно трудиться годами. А если с сорняками не бороться, то будет ещё хуже, они задушат всё поле.

Чтобы успешно бороться с психотравмирующими ситуациями, их нужно изучать, а это очень непросто, потому что психотравмирующие ситуации возникают, как правило, сами по себе. Но даже если бы их можно было специально провоцировать, то охотников до такого найдётся не много, потому что психотравмирующие ситуации чреваты неприятностями. Как же тогда их изучать? Как преодолеть неизбежные трудности?

Оказывается, с аналогичными трудностями встречаются биологи, изучающие растения. Нередко живые растения недоступны для исследователей, хотя бы потому, что они оживают в определённые сезоны года. Ботаники обходят эти трудности тем, что составляют гербарии, где растения уже неживые, а определённым образом препарированы. Тем не менее, изучая гербарии, можно узнать о живых растениях много полезного.

Точно так же наша книга это своеобразный гербарий, состоящий из препарированных психотравмирующих ситуаций, а когнитивно-логическая схема (КЛС), смысл которой раскрывается ниже, — это развёрнутая классификация, помогающая ориентироваться в фактическом материале, основываясь на существенных признаках отдельных ситуаций.

Около половины всех психотравмирующих ситуаций можно избежать, если придерживаться десятка несложных правил. Это значит, что борьбу с психотравмирующими ситуациями нужно начинать немедленно, прямо сейчас, и она, несомненно, будет успешной, если проявить упорство и настойчивость.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.