В 1933 году Капица был уже известным ученым. О нем писалось в энциклопедиях, на его работы ссылались, а знаменитый «Ху из ху» за 1933 год на странице 1766 сообщал:
«Капица Петр, член Королевского общества с 29 г., профессор, директор Мондовской лаборатории Королевского общества, родился в Кронштадте в России 1894 года 26 июля ст. ст., сын покойного генерала Леонида Капицы и Ольги дочери генерала Стебницкого. Женат в первый раз на Надежде дочери Кирилла Черносвитова, второй раз — на Анне дочери профессора Крылова А. Н. Имеет двух сыновей, образование: средняя школа в Кронштадте, Петроградский Политехнический институт. Лектор Петроградского Политехнического института 19 — 21 г. Стипендиат Максвелловской стипендии в Кембридже с 23 — 26 г. Член Тринитиколледжа с 25 г., член-кор. АН СССР с 29 г. Помощник директора по магнитным исследованиям в Кавендишской лаборатории с 24 — 32 г. Публикации: различные статьи по физике, в основном по магнетизму в научных журналах. Отдых: шахматы. Адрес: Кембридж Хантингтон Роуд 173 — Мондовская лаборатория, тел. 1655 — служебный, 2045 — домашний».
В распоряжении Капицы была самая оснащенная лаборатория Кембриджа, построенная специально для его исполинских высоковольтных бэби. Та самая лаборатория, на торжественном открытии которой, состоявшемся в феврале 1933 года член Королевского общества Петр Капица осуществил свою самую знаменитую или, как он сказал однажды, — самую смелую шутку, хотя многие с ним не согласны, считая, что был в его жизни и более смелый юмор.
Было так. Многочисленные гости столпились у дверей новой Мондовской лаборатории. Взгляду гостей предстал геральдический крокодил на фасаде.
Капицу спросили: «Что это значит?» Он ответил: «Это крокодил науки. Крокодил не может поворачивать головы. Подобно науке, он должен беспрерывно двигаться вперед с широко распахнутой всепожирающей пастью».
Скрытый смысл этих слов заключался в том, что у Резерфорда было прозвище — крокодил. Это знали все.
Говорят, многие были шокированы, но когда, войдя в здание лаборатории, увидели барельеф Резерфорда, выполненный в той же манере, тем же скульптором Гиллом, автором геральдического крокодила, изумлению публики не было предела.
Резерфорд проворчал: «Все-таки Капица думает, что я не крокодил, а осел. Неужели он не догадывается, что я знаю, как он меня называет».
Резерфорд не обиделся, зато кембриджская общественность мгновенно разделилась на два непримиримых лагеря — на консерваторов и радикалов. Консерваторы решили, что это высшая степень обиды, которую может нанести один человек другому, а радикалы — высшая степень обиды, которую один человек может простить другому.
Сейчас этот каменный крокодил считается исторической и художественной достопримечательностью Кембриджа. Гиды показывают его туристам. Он стал темой сувениров. Студенты местной художественной школы обязательно должны сделать рисунок крокодила: это входит в учебную программу. Капице до сих пор приходят письма из Кембриджа. Его просят вспомнить какие-нибудь не известные еще подробности этой истории. Крокодил стал легендой.
Добавить комментарий