По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), самый большой процент смертельных исходов дают сердечно-сосудистые заболевания. Однако только теперь стало ясно, что они представляют лишь трагический финал длинного ряда физиологических осложнений, происходящих в организме человека, главным образом в его нервной системе. И поэтому проявление внимания только к заключительной фазе болезни — большая ошибка современной медицины. Причина же весьма часто спрятана в тончайших процессах мозга, в его почти неуловимых химических реакциях, в молекулах мозгового вещества, суммирующих до патологических размеров все то, что человек переживает на протяжении всей своей жизни: отрицательные эмоциональные напряжения, сравнительно кратковременные расстройства и длительные гнетущие неприятности.
Строение нашего организма таково, что любое эмоциональное состояние неотделимо от напряженной работы сердца, сосудов и других жизненно важных внутренних органов, которые вовлекаются в эмоциональный разряд автоматически без участия воли человека. В этом и кроется причина постепенно нарастающей перегрузки и преждевременной изнашиваемости наших внутренних органов.
Успех борьбы с заболеванием определяется главным образом ликвидацией факторов, обусловливающих его возникновение и развитие, — профилактикой. Мы должны вмешиваться в назревающую болезнь еще в той стадии, когда нет ни гипертоний, ни склероза, ни инфаркта миокарда. Это и был бы настоящий научный подход, профилактический подход не к уже изуродованному сердцу, а к тем процессам, которые таят в себе его будущую инвалидность. Именно профилактика должна сказать здесь решающее слово. Действительность, однако, показывает, что мы не учитываем ее огромной роли.
Подход теоретической медицины к так называемым сердечно-сосудистым заболеваниям все еще далек от совершенства, настолько далек, что полная ликвидация этих болезней без знания их причины представляется весьма проблематичной.
В чем же должна заключаться система подлинной, эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний? Хорошо известно, что профилактическая медицина — это, прежде всего, всеобъемлющий фронт воспитательных мер, широкое и умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией механизмов защиты и адаптации человеческого организма, который способен переносить (безболезненно!) весьма значительные нагрузки. Все дело в том, чтобы их правильно организовать. Никакой «сумасшедший» ритм современности, никакая острота нервных переживаний не могут вызвать гипертонию, если это именно ритм, если моменты наивысшего напряжения чередуются с моментами покоя.
Допустим, вам предложили выполнять работу, связанную с тяжелой нервной нагрузкой. Если эта работа будет организована ритмично, то вскоре у вас сам по себе выработается соответствующий психофизиологический режим — оптимальное чередование состояний возбуждения и покоя. И вы сможете выполнять эту работу долгое время без всякого вреда своему здоровью. Но представьте себе, что вам одновременно приходится выполнять несколько разных дел. Ни ритма, ни регулярного перерыва между ними нет, и это продолжается систематически, изо дня в день. Тогда в мозге одновременно возникает несколько застойных систем возбуждения, соответствующих каждому нерегулярному раздражителю. Между ними возникает конфликт, а от длительного конфликта — невроз, т. е. срыв нервной системы. В отдельных случаях человек становится гипертоником. Понятно, что профилактика — в самом широком смысле этого слова — здесь означает регуляцию и перестройку ритма жизни человека.
Что же касается медицинской науки, то она должна разработать и усовершенствовать диагностические приемы, которые позволят выявить ранние симптомы ненормального эмоционального поведения. Необходимо четко представлять, как возникают невротические срывы: нужно иметь полную картину психологического состояния больного. Отсюда следует, что усилия теоретической медицины должны быть направлены на изучение происхождения невротических состояний, и особенно на связь неврозов с жизненно важными функциями сердца, сосудов, кишечника, гормональных органов и т. д.
Необходимо вплотную заняться тщательным изучением эмоций человека — этих главных поставщиков невротических расстройств. К великому сожалению, по целому ряду причин область физиологии эмоций вообще выпала из нашей медицины. Даже в учебниках физиологии и патофизиологии воздействие эмоций на человека почти не рассматривается. Тысячи студентов-медиков становятся врачами, не узнав о той огромной роли, которую эмоции играют в происхождении многих неврогенных заболеваний. Возникает вопрос, может ли такой врач подойти научно к выработке профилактических мер в случае назревающих патологических эмоциональных конфликтов?
Профилактика эмоциональных расстройств, ведущих к сердечно-сосудистым заболеваниям, — это дело не только медиков-профессионалов. Это, по сути дела, — широчайшее мероприятие, требующее объединенных усилий ученых, воспитателей, педагогов, руководителей различных коллективов, короче говоря, всего общества.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний нервного происхождения требует весьма основательно разработанной стратегии и тактики, применения самых разнообразных средств воздействия — воспитательных, лечебных, физкультурных, психофармакологических. Но именно такой единой стратегии, объединяющей специалистов самых разнообразных профилей, до сих пор нет. Работа ведется вразнобой. Так, уделяется огромное внимание наиболее заметному трагическому концу сердечно-сосудистых заболеваний и, наоборот, почти не изучаются причины их возникновения. Едва ли в этих условиях может быть построена рациональная система профилактики. А между тем такая система в настоящее время абсолютно необходима.
Понятно, что для того, чтобы успешно строить различные формы борьбы с нежелательными последствиями эмоциональных напряжений, сами эмоциональные состояния и условия их возникновения должны подвергнуться глубокому научному изучению.
Добавить комментарий