Лучшим местом в Тобольске, конечно, была нагорная часть, которая издалека виднелась красивыми каменными домами, узорной громадой Софийско-Успенского собора, белыми стенами кремля. Туда вели два подъема — Прямской и Никольский взвозы. Низменная же часть города пестрела малыми домишками и избами, сырела в нездоровом облаке испарений, идущих от стекавших в каналы нечистот. Все тут говорило о бедности, нищете. Лишь изредка ближе к нагорной части встречались довольно уютные дома торговцев или чиновников, среди которых находился и дом Менделеевых. Во дворе дома зеленела трава, спокойно гуляли вокруг гуси, куры, индейки и поросята.

Митя и Паша росли подвижными, бойкими мальчиками и очень дружили между собой. Мария Дмитриевна много поволновалась за судьбу Мити: в четыре года он перенес тяжелую болезнь. Несмотря на самые худшие прогнозы, Митя выжил и, хотя потом тоже часто болел, к гимназии заметно окреп — наверняка с помощью чистого воздуха, всей замечательной природы села Аремзянского.

В заботе о младших детях Марии Дмитриевне много помогала старая няня Анна Степановна. Жила она в доме, и Митя с Пашей ее очень любили. Много сказок и былей знала няня, бывшая крепостная крестьянка. Самым же грустным для Мити был рассказ о ее собственной жизни, о том, как она попала в Тобольск. Бывший ее хозяин — помещик Тульской губернии — сослал ее в Сибирь только за то, что сын ее не захотел идти в солдаты и сбежал от рекрутчины.

Добрая была няня, но любила поворчать и часто журила мальчиков за озорство и непослушание.

А недалеко от Менделеевых в покосившемся доме Мелковых жил старичок-портной Яков Васильевич Вакарин. Мальчики часто наведывались к нему. А все потому, что он интересно рассказывал о своем житье-бытье. Выпала ему тяжелая судьба: много лет солдатской жизни с ее тяготами, смертельными опасностями и невзгодами. Но сохранились у него яркие воспоминания о том, как он служил под начальством самого великого полководца Суворова и как ходил он с ним в походы и сражения.

Любил Митя гулять по нагорному Тобольску — по Алафеевской горе, где за белеными стенами кремля притаились былины и воспоминания о древности. Веяло на Алафеевском холме рассказами о Ермаке Тимофеевиче и хане Кучуме: неподалеку отсюда возвышался памятник-обелиск в честь Ермака. Вспоминались тут старинные песни няни Анны Степановны и сказки-были дедушки Якова, исторические рассказы папеньки Ивана Павловича.

Славна история Тобольска. Еще близки в памяти у семьи Менделеевых воспоминания о здешнем наместнике Александре Васильевиче Алябьеве, с помощью которого учреждено в Тобольске народное училище, затем ставшее гимназией, о его сыне-композиторе, здешнем уроженце. Слышалось в тихих рассказах имя писателя-бунтовщика Александра Николаевича Радищева, сосланного в Восточную Сибирь и временно жившего в 1891 году в Тобольске. Как раз в те времена дедушка Мити Дмитрий Васильевич Корнильев выпускал в Тобольске журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», и Радищев, конечно же, читал сей первый в Сибири журнал, улавливая в нем живые нотки стремления к справедливости, тоску по лучшему назначению человека. А может быть, Радищев и сам участвовал в издании журнала?

Жил Тобольск, насквозь пронзаемый лютыми зимними ветрами, пугая прохожих этапными колоннами каторжников и ссыльных, скрипя тяжелыми воротами губернской тюрьмы, хлюпая непролазными от грязи улицами, оглашаясь громкими песнопениями церковных крестных ходов. Поутих город в 1839 году, когда генерал-губернатор Западной Сибири Горчаков уехал в Омск. Тогда опустилась на город невероятная тишина. Узкий и тесный город показался необычайно просторным. Белки скакали по маленьким городским скверам. Лягушки квакали вечерами на улицах. Птицы залетали в горницы через открытые окна.

И таким любил свой город Митя Менделеев.

Но жизнь в тобольском обществе оставалась медленной и скучной. Спасением для просвещенных семей была собственная театральная  и музыкальная деятельность.

А другим самым верным средством от провинциальной скуки были книги. В семье Менделеевых книги выписывались из Петербурга и Москвы. В доме собралась еще с дедовых времен прекрасная библиотека, в которой большое место отводилось и книгам, изданным в Тобольске,

— Книги — лучшие друзья моей жизни, — писала в письме своей дочери Кате Мария Дмитриевна. — Всю радость и утешение нахожу в чтении...

Любила Мария Дмитриевна читать и эту любовь к книгам передала всем своим детям.

Унаследовал от матери любовь к книгам и Митя Менделеев. Волновали его путешествия и открытия. В домашней библиотеке семьи хранилась книга о путешествиях российских мореплавателей и землепроходцев Осипа Биллингса и Гавриила Сарычева, память о которых также жила в семье Менделеевых и в Тобольске. Книги русских и иностранных ученых-естествоиспытателей тоже были у Мити самыми читаемыми.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.