О детстве и юности Н. И. Попова сведений не сохранилось. Однако поскольку он учился вместе с М. В. Ломоносовым в Московской славяно-греко-латинской академии, а затем вместе с ним был прислан в Петербург для пополнения Академической гимназии и университета, система преподавания и обстановка в этих учебных заведениях того периода могут быть восстановлены по многочисленным материалам, освещающим биографию М. В. Ломоносова [II, 19, 24, 34 и др.], а также историю Славяно-греко-латинской академии [II, 9, 39].
Никита Иванович Попов родился в 1720 г. в маленьком русском городке Юрьеве-Польском Суздальской губернии (ныне районный центр Владимирской области), который имеет, однако, давнюю историю. Он был заложен в 1152 г. знаменитым основателем Москвы князем Юрием Долгоруким на левом притоке Клязьмы реке Колокше как крепость Владимиро-Суздальского княжества. Название «Польской» Юрьев получил от окружавших его обширных полей. За время своего существования город пережил нашествия татаро-монгольских орд Батыя в XIII в. и Тамерлана в XIV в., польскую интервенцию в XVII в. Однако и до сих пор здесь сохранились развалины древнего кремля и ряд выдающихся памятников русского зодчества — украшенный резным камнем Георгиевский собор и ансамбль Архангельского монастыря (XII в.), а также ряд зданий XVII и XVIII вв. [II, 41, с. 13 — 18].
Отец Н. И. Попова был дьяконом церкви Иоанна Богослова. Эта надвратная церковь (1670 г.) входит в архитектурный комплекс зданий Архангельского мужского монастыря, расположенного близ Георгиевского собора. Его сын мог рассчитывать в то время самое большее на карьеру священника. Н. И. Попов поступил в Славяно-греко-латинскую академию — старейшее учебное заведение Москвы, основанное в 1685 г. при Заиконоспасском монастыре. Вероятно, это произошло в 1733 г., так как всем священнослужителям указом Синода от 1731 г. предписывалось отдавать своих детей в академию с 13 лет [II, 39, с. 178].
В царствование Петра I положение этого духовного учебного заведения резко изменилось. Испытывая острую потребность в образованных людях, с помощью которых можно было осуществить широко задуманное им преобразование России, Петр нередко использовал воспитанников академии на светской службе. Ученики и преподаватели академии постоянно участвовали во всех торжествах, проводившихся в Москве по случаю военных побед и других событий, которыми так богата была Петровская эпоха.
Петр охотно посещал публичные диспуты и выпускные акты академии, внимательно следил за ее деятельностью и даже предполагал преобразовать ее в светское учебное заведение. Эти планы не были осуществлены при жизни Петра, и академия осталась духовной школой. Однако воспоминания о выдающемся преобразователе России еще сохранялись в академии, когда там появились М. В. Ломоносов и Н. И. Попов.
Академия имела 8 классов: 4 низших (фара, инфима, грамматика и синтаксима), 2 средних (пиитика и риторика) и 2 высших (философия и богословие). В низших классах преподавали: латынь, славянский язык, нотное пение, а также начала истории, географии и математики; в средних — ораторское искусство и литературу; в высших — элементы логики, философии, психологии, физики и, конечно, богословие. В курсе физики излагались взгляды Аристотеля, Зенона и других ученых на движение, а также картезианская физика и критика всех этих взглядов [II, 39, с. 158 — 159].
Как уже отмечалось, поступая в Славяно-греко-латинскую академию, Н. И. Попов мог рассчитывать только на карьеру церковнослужителя. Однако в 1735 г. его судьба резко изменилась. По запросу Петербургской Академии наук Сенат приказал отобрать в Москве 20 лучших учеников и прислать их в Петербург для пополнения академического университета, готовившего национальные научные кадры.
28 декабря 1735 г. 12 учеников (вместо 20), по признанию преподавателей Московской академии, «в науках достойных» [II, 23, т. 2, с. 840], выехали в Петербург в сопровождении отставного прапорщика Василия Попова, находившегося, как отмечалось в документах, «в Чудовом монастыре на прокормлении» [II, 23, т. 2, с. 841] и получившего на дорогу по 5 руб. на человека и прогонные деньги.
Пятнадцатилетний Н. И. Попов в это время только что окончил четвертый класс — синтаксиму и был переведен в первый средний класс — пиитику. С ним ехали два его одноклассника — Алексей Барсов (16 лет) и Михаил Коврин (15 лет). Другие были старшеклассниками. Прокофий Шишкарев (16 лет) и Семен Старков (17 лет) уже перешли в средний класс — риторику. М. В. Ломоносов (24 года), Дмитрий Виноградов (15 лет), ставший впоследствии создателем русского фарфора, Иван Голубцов и Александр Чадов (по 19 лет) — перешли в первый высший класс — философию. Трое остальных — Яков Виноградов (20 лет), Василий Лебедев (18 лет) и Яков Несмеянов (19 лет) — незадолго до отъезда из Москвы были переведены в выпускной класс богословия.
Все 12 учеников были выходцами из социальных низов. Только Дмитрий и Яков Виноградовы и Алексей Барсов были детьми священников. Остальные — дети дьячков, капралов и мелких государственных служащих, а М. В. Ломоносов — даже сын крестьянина (правда, при поступлении в академию он скрыл свое происхождение).
Добавить комментарий