Славный командор Осип Осипович Биллингс!

Знал бы он, какое смятение и какую мечту, всю жизнь таимую в разуме, поселили в тобольском мальчике Мите Менделееве его воспоминания о дальних морских путешествиях на легендарных кораблях Джемса Кука и на русских судах! Воспоминания и рассказы о них, хранившиеся в семьях Менделеевых и Корнильевых, будоражили мальчишечью душу и надолго остались в памяти.

Одну мечту детства и юности удалось осуществить — полет на аэростате. Другую мечту — о дальних морских странствиях — удалось осуществить лишь частично.

Менделеев стал великим командором в великом океане, которому название — Мировая Наука.

Но, хотя удалось в течение жизни много плавать на пароходах и других кораблях, Дмитрий Иванович все же вступал на их борт пассажиром.

Ну что ж, не пришлось профессору Менделееву водить по морям корабли, но зато он мог вложить свой разум и энергию в улучшение русского морского и речного флота.

Еще 5 октября 1891 года Дмитрий Иванович предложил проект «Мнение о способах для поощрения мореходства и судостроения России».

В нем ученый высказывался против наступления иностранного капитала в русском судостроении. Он предлагал финансово-коммерческие и другие меры, чтобы способствовать развитию отечественного флота, а с его помощью — и развитию всей промышленности России. Он убежденно заявлял:

— Морская перевозка российских товаров между всякими русскими портами, считаемая каботажем, предоставляется исключительно судам, носящим российский флаг!..

Забота Менделеева о русском флоте проявилась и в других его проектах и изобретениях. В 1893 году он как консультант Морского министерства подал докладную записку «О бассейне для испытания судовых моделей». При этом бассейне он предполагал создать специальное научно-исследовательское и опытно-конструкторское учреждение, которому собирался дать название — «Опытный кораблестроительный бассейн».

И конечно же, огромную помощь кораблестроителям, а потом и авиастроителям оказала фундаментальная работа Менделеева «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании», написанная по заданию морского ведомства...

От добрых дней аремзянского и тобольского детства до глубокой старости пронес Менделеев страсть к путешествиям и особенный интерес к Северу.

Он дружил со шведом Норденшельдом, мужественным исследователем Севера, которому удалось в 1878 — 1879 годах пройти на судне «Вега» вдоль всего северного побережья Российской Азии. Норденшельд совершил то, что считалось тогда невыполнимым, и развеял миф о непроходимости Северного морского пути. Его героическое плавание во льдах, совершенное с помощью русского предпринимателя Михаила Константиновича Сидорова, других общественных деятелей и ученых, укрепило в Менделееве мечту о собственном морском походе на Север.

В 1897 году один из друзей Дмитрия Ивановича — адмирал Степан Осипович Макаров высказал смелую идею — достичь Северного полюса, идя напролом через арктические льды на мощном специальном судне — ледоколе. Менделеев с восторгом поддержал идею Макарова, заявив ему:

— Ваша мысль блистательна и рано или поздно неизбежно выполнится и разовьется в дело большого значения не только научно-географическое, но и в живую практику. Все мои симпатии с Вами, и если что в силах — сделаю непременно и охотно, насколько хватит моя добрая воля...

Старый ученый включился в работу комиссии по выработке технического задания на проектирование ледокола для полярной экспедиции.

Но вот — уже ставшее привычным дело — на пути практического освоения Севера, словно камень на дороге, легло самодержавное царское мнение: ледоколы должны обеспечивать судоходство вблизи Петербурга и других портов, но не более. Нечего, мол, ледоколам разъезжать по морям-океанам!

С трудностями удалось построить ледокол «Ермак». На нем в 1899 году адмирал Макаров предпринял экспедицию к Северному полюсу. И Менделееву, и Макарову очень хотелось девятнадцатое столетие завершить подвигом России во имя науки. Но...

Плавание к полюсу начали от островов Шпицбергена. Однако из-за трудных льдов и поломок не удалось пройти далее 81 градуса северной широты. Корабль был поврежден и возвратился для ремонта. В 1901 году «Ермак» предпринял еще одну попытку пройти к полюсу — экспедиция добралась до Новой Земли, прошла к Земле Франца-Иосифа, но дальнейшее плавание пришлось остановить: словно обрадовавшись случайным неудачам экспедиции, царское правительство поспешило прекратить финансирование...

Но Менделеев и Макаров не собирались сдаваться и продолжали поиски путей к Северному полюсу и к освоению Северного морского пути. Каждый из них, страстно желая найти ближайший и простейший путь для русского флота от Архангельска и Мурмана до Владивостока, предлагал свой вариант.

Макаров предлагал осваивать этот ледовый путь, огибая все северное побережье Сибири.

Менделеев утверждал, что нужно строить мощный ледокол, чтобы пройти во Владивосток через Северный полюс.

Дмитрий Иванович составил подробный проект нового маршрута через полюс. Стремление достичь этой самой северной точки земного шара было так велико, что Менделеев не спал ночами, обдумывая маршрут. Он подготовил и собственный проект могучего судна для продвижения на Север. Судно должно было иметь крепкий, резко выраженной обтекаемости корпус. Такие очертания ледокола позволяли ему свободно идти во льдах, наваливаясь на них и круша своей тяжестью. Кроме того, судно такой формы не могло затереть льдами: льды выталкивали бы ледокол вверх.

В осуществлении проекта пробовал помочь один из друзей — Владимир Иванович Ковалевский, заместитель, или, как тогда говорили, «товарищ» министра финансов. Редко кто знал: Владимир Иванович — революционер-народник, на протяжении десятилетий находился под секретным надзором полиции и жандармов. Он немало работал на пользу промышленности и сельского хозяйства России.

Однажды Дмитрий Иванович рано утром зашел к Ковалевскому в возбужденном состоянии.

— Я много потратил труда, — говорил он Ковалевскому, — чтобы попытаться найти надежный путь к Северному полюсу. Для нас это имеет огромное значение, как ближайший путь к Дальнему Востоку. Вот мой проект с необходимыми картами и графиками, переписанный в нескольких экземплярах. Я твердо решил привести его в исполнение, уверенный в удаче настолько, что беру с собой дорогих мне Анну Ивановну и сына Ванюху. Мне хочется сделать доброе дело для моей Родины. Вот вам один экземпляр моей работы, поезжайте к великому князю Александру Михайловичу и попросите его помочь мне так же, как он помогал адмиралу Макарову.

Владимир Иванович взял проект, однако, зная отношение царской семьи к этому делу, ответил:

— Дмитрий Иванович, я сейчас еду к великому князю, но на успех не рассчитываю.

Князя называли «великий» только потому, что он принадлежал к дому Романовых и был дальним родственником царя. Он не только не взял из рук Ковалевского проекта, но и заявил ему:

— Такому дерзкому человеку, как Менделеев, я помочь отказываюсь...

Между тем Дмитрий Иванович сидел у Ковалевского около камина и ждал результата. Узнав от Владимира Ивановича о судьбе своего проекта, он молча бросил все бумаги с проектом в огонь.

— Камни, камни на дороге!

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.