Александр Фридман родился 17 июня 1888 года в Петербурге В этом городе прошла почти вся его жизнь — за вычетом военных лет и нескольких последующих разъездов по служебным делам. Здесь он получил образование, прошел серьезную научную подготовку. Здесь полностью развернулся его научный и организационный талант. Поэтому формирование Фридмана как ученого нельзя понять, не приняв в расчет историю развития ленинградской научной школы.
Родители Фридмана принадлежали к тому слою петербургской интеллигенции, который занимал промежуточное положение между аристократами и разночинцами. Отец его был музыкантом. В книге Фокина, посвященной балету, имеется упоминание о композиторе А. Фридмане. Мать ученого — Людмила Игнатьевна Воячек была дочерью чешского музыканта и композитора. Саша Фридман воспитывался у родственников отца; одно время он даже жил в Зимнем Дворце. Сохранились воспоминания о том, как в 1906 году юный Фридман, живя во дворце, писал революционные листовки. Родственники у которых он жил, боялись, что его арестуют, и не выпускали на улицу. Но к Фридману приходил В. И. Смирнов (ныне академик), брал листовки и распространял их.
Для представителей той общественной категории, к которой принадлежал Фридман, было характерным домашнее воспитание с обучением иностранным языкам. Правда, по свидетельству людей, близких к Фридману, его знание немецкого и французского языков в зрелом возрасте не было совершенным.
1897 году девятилетний Фридман был отдан в приготовительный класс Второй петербургской гимназии. В этом учебном заведении он пробыл до 1906 года и вышел из него с золотой медалью и первым опытом самостоятельной научной работы.
Занятия в гимназии всегда связываются в сознании с гуманитарными предметами, с древними языками — латынью и греческим. В общих чертах такое представление правильно, ибо наряду с гимназиями в то время существовали реальные училища, в которых основное внимание уделялось точным наукам. Однако окончание гимназии не предопределяло еще рода деятельности выпускника — примером тому может служить и великий биолог Павлов, учившийся в Рязанской гимназии, и многие другие ученые, в том числе Фридман. Последний в творческие годы никогда не проявлял особой симпатии к латыни или даже просто отличного ее знания. Надо полагать, что система во Второй гимназии была достаточно гибкой, чтобы учащиеся, проявляющие явные способности к математическим предметам, могли получить соответствующие знания.
Что касается Фридмана, то у него эти способности были очень яркими. Екатерина Петровна Дорофеева, жена ученого, писала в своих воспоминаниях: «Еще в детстве для него было придумано самое строгое наказание: его оставляли без уроков арифметики. Математика была как-то органически связана с ним». Все говорит о том, что, учась в гимназии, Фридман занимался математикой значительно активнее, чем другими предметами.
Этой активности немало способствовал математический кружок, организованный в гимназии. Фридман был одним из главных членов кружка. Вместе с ним в кружке участвовал его гимназический товарищ Я. Д. Тамаркин, впоследствии также известный математик. Самодеятельные занятия точными науками в школьные годы сыграли очень большую роль в формировании научных интересов Фридмана и его стиля работы. Доклады на заседаниях кружка убеждали в том, что «не боги горшки обжигают», что при затрате достаточного времени можно разобраться в совершенно новых для тебя научных вопросах и растолковать эти вопросы другим. Смелость в изучении незнакомых предметов осталась у Фридмана на всю жизнь и составляла его характернейшую особенность. Он выработал в себе отношение к званию математика, соответствующее лучшим традициям: истинным математиком может быть признан лишь тот, кто в случае необходимости разберется в любой сложной и запутанной проблеме.
В 1905 году, ещё будучи гимназистом, Фридман выполнил свою первую научную работу. Вместе с Тамаркиным он написал статью, касающуюся чисел Бернулли. Публикация появилась в 1906 году в солиднейшем научном журнале «Mathematische Annalen», издававшемся Клейном и Гильбертом.
Когда думаешь о детстве и юности крупного ученого, невольно размышляешь над тайной лабораторией, формирующей творческую мысль. Почему один человек становится знаменитым физиком или математиком, а его сверстник, который в школе успевал ничуть не хуже или даже лучше, ничего не добивается в науке? Почему бывают периоды, когда ученых и мыслителей рождается особенно много, а случаются времена некоего упадка?
По всей вероятности, дело здесь в сочетании двух условий: любви к исследовательской работе самого человека и той научной и общественной атмосферы, в которой этот человек живёт.
Фридман, поставивший вместе с Федосеенко рекорд высоты, ставил рекорды во всем, за что брался: в метеорологии, в гидродинамике, в теоретической физике, в административной и организаторской деятельности. Об этом качестве Фридмана хорошо сказал известный ленинградский математик Гюнтер: «Мы знаем, что Александр Александрович везде очень быстро поднимался до высших постов управления. Мало кому ведомый лаборант Магнитной обсерватории в начале войны, он заведовал метеорологической съемкой целого фронта в ее середине и основывал заводы для оборудования частей, необходимых для воздухоплавания в конце ее.
Начав в 1920 году жизнь сначала, он в 1925 году — уже директор обсерватории и, мы знаем, директор, занявший свой пост с готовым планом работы по полной реформе обсерватории и, может быть, единственный человек, способный выполнить эту реформу».
Способность быстро схватывать научные идеи не всегда ведет к настоящему успеху. Но у Фридмана эта способность сочеталась с глубиной исследовательской мысли и с необыкновенным трудолюбием.
Чувство долга, стремление работать каждый день без малейших отступлений от намеченной программы — важнейшие черты характера Фридмана, проявившиеся уже в юности. Не учитывая их, нельзя понять, как этот ученый сумел столько сделать за свою недолгую жизнь. Только сплав одаренности с волей и целенаправленностью в труде формирует людей типа Фридмана.
Один из учеников Фридмана, ныне известный ученый, вспоминает, как он поступал в аспирантуру к Александру Александровичу. Это было в 1925 году. «По объективным причинам, связанным с переездом из одного города в другой, — вспоминает ученый, — я не успел подготовиться к условленному экзамену. Узнав об этом, Фридман крайне удивился. Для него было непонятно — как же так, человек должен был выучить то-то и то-то и не выучил. И только когда я объяснил, в чем дело, Фридман согласился, что бывают случаи, когда не удаётся выполнить намеченного».
Каждодневная работа была не только законом всей жизни Фридмана, но необходимостью для него.
Добавить комментарий