Михаил Васильевич Остроградский, один из крупнейших представителей отечественной дореволюционной науки, оставил неизгладимый след в истории развития математики и механики, математического образования, а также всей нашей отечественной научно-технической культуры.

Выдающиеся исследования Остроградского в области механики, математической физики и математического анали­за, многолетняя плодотворная педагогическая деятельность и создание передовой научной школы принесли ему заслу­женную славу крупнейшего математика своего времени. Недаром, когда молодой человек отправлялся учиться либо в Петербург, либо за границу, родные и друзья, желая высказать свои наилучшие пожелания, напутствовали его словами: «Становись Остроградским!»

Ученики М. В. Остроградского с любовью и уважением относились к своему замечательному учителю. Недаром после его смерти появились многочисленные воспомина­ния, в которых с величайшей благодарностью говорилось о нем не только как об ученом, но и как о человеке, который умел прививать своим ученикам любовь и преданность науке, стремление к поиску истины, веру в собственные силы и способности. Остроградский считал поиск талант­ливых людей среди студенческой молодежи и дальнейшее их воспитание одной из основных своих обязанностей как ученого и педагога. В книге А. Платова и Л. Кирпичева об этом сказано очень хорошо: «Остроградский любил, чтобы к нему собирались в дом способнейшие его ученики, и в беседах с ним о вопросах науки они черпали многое для своего развития»1.

О роли, которую сыграл М. В. Остроградский в форми­ровании интересов многих своих учеников, ярко рассказал выдающийся русский ученый, известный своими основополагающими работами по теории гидродинамической теории смазки Николай Павлович Петров (1836 — 1920), ученик Остроградского по Военно-инженерной академии, оставленный им после ее окончания при кафедре математики. «Основу знания я получил от знаменитого нашего соотечественника Михаила Васильевича Остроградского. Он был выдающийся ученый и вместе с тем обладал удивительным даром мастерского изложения в самой увлекательной и живой форме не только отвлеченных, но, казалось бы, даже сухих математических понятий. Это мастерство и помогало ему приготовлять многих отличных преподавателей математики. Теперь я часто вспоминаю те счастливые часы, когда благодаря его мастерскому изложению какая-то магическая сила неизгладимыми чертами вписывала в моем уме новые знания, всегда представляя и красоту и силу знания в таких формах, которые внушали нам веру в могущество знания. Как все могущественное обладает притягательной силой, так и наука действовала на нас притягательно, побуждая изучать ее глубже и служить ей, не ожидая другой награды, кроме сознания высокой чести быть её слугой. Вот какие благия для меня последствия проистекли из того, что я имел счастье быть учеником Остроградского»2.

Вот такие теплые воспоминания сохранил Петров о своем учителе, заботливо руководившим его занятиями, как в период обучения в академии, так и после ее окончания.

Учеником Остроградского по Главному педагогическому институту был и выдающийся русский инженер и ученый Иван Алексеевич Вышнеградский (1831 — 1895), основоположник теории автоматического регулирования, участник и автор проектов реконструкции крупнейших артиллерийских заводов России и развитии русских железных дорог. Он был также оставлен Остроградским в артиллерийском училище для педагогической работы по математике и механике.

Ученик М. В. Остроградского, профессор К. Яниш в своей книге «О началах равновесия и движения» (1838. ч. 1. с. IV) писал: «Центром всей математической деятельности в России можно назвать Остроградского. Его ученые труды, его уроки, его советы, может быть, служат основанием всему, что по части математических наук делается у нас хотя бы несколько замечательного».

Нам важно подчеркнуть то обстоятельство, что Остроградский сумел пробудить интерес своих учеников не только к развитию собственно математики и теоретической механики, но и к их использованию в проблемах инженерного дела. Вот почему мы сказали, что Остроградский оставил неизгладимый след и в истории отечественной научно-технической культуры.

Несомненно, что появление талантливых ученых, писателей и инженеров в России было подготовлено реформами Петра I, деятельностью первых русских просветителей, замечательной научной и кипучей просветительской деятельностью М. В. Ломоносова, стоявшего у колыбели русской науки. Нельзя также забывать влияния Академии наук на создание в России атмосферы научного творчества, а также первых русских университетов в Москве, Казани, Харькове. Недаром уже первые годы деятельности университетов в Казани и Харькове подарили стране гениального Лобачевского и замечательного Остроградского. Посев научный начал приносить плоды для жатвы народной. Двумя названными именами Россия вступила в международную разработку научных проблем и вступила весьма достойным образом.

Настоящая брошюра написана на основании материалов, которые мне удалось собрать в 1951 — 1952 гг. в период подготовки к 150-летнему юбилею Остроградского, который был достойно отмечен Академией наук Украинской ССР. Тогда мне и моим коллегам Е. Я. Ремезу и И. Б. Погребысскому Президиум академии поручил изучить рукописный фонд Остроградского, хранящийся в Государственной публичной библиотеке УССР. Дополнительно нами были просмотрены архивные материалы, хранящиеся в АН СССР, и изучена значительная мемуарная литература, посвященная развитию науки в России в первой половине XIX в. На этой базе тогда мной была написана книга, посвященная жизни, научной и педагогической деятельности Остроградского. В значительной мере именно на этих материалах базируется и настоящая брошюра.

 

  • 1. Платов А., и Кирпичев Л. Исторический очерк образования и развития Артиллерийского училища. Спб., 1870, с 152.
  • 2. Речь Н. П. Петрова в день его юбилея. Вестник Военно-инженерной академии. Вып. 43, 1945, с.5.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.