Резерфорд за несколько лет создал в Монреальском университете прекрасные условия для исследований в области радиоактивности. Теперь он и его сотрудники могли вести их в достаточно хорошо оборудованных лабораториях — физической и химической. Благодаря Резерфорду скромная кафедра физики провинциального Мак-Гиллского университета превратилась в знаменитый в то время центр исследований в области радиоактивности.

Несмотря на это, ученого не покидала мысль в конце концов вернуться в Англию. Еще в 1901 году Резерфорд писал Томсону из Канады: «После лет, проведенных в Кавендишской лаборатории, я чувствую себя несколько в стороне от науки; мне очень не хватает общения с людьми, интересующимися физикой».

Со временем, когда Резерфорд окружил себя в Монреале талантливыми молодыми специалистами, в том числе приехавшими к нему из Европы, чувство, о котором он писал Томсону, вероятно, несколько утратило остроту. Тем не менее Резерфорд постоянно стремился к еще большей интенсификации работ. Кроме того, он считал, что круг его сотрудников мог бы быть более широким. Ему хотелось привлечь к своей работе молодых ученых из луч­ших европейских университетов, таких, как Кембридж­ский, Гетингенский или Сорбонна.

Резерфорд в годы, проведенные в Канаде, был постоянно и тесно связан с Кембриджем и вообще с научной жизнью Англии. Эта связь особенно укрепилась после 1905 года — после избрания его в возрасте 32 лет членом Лондонского Королевского общества и присуждения ему за исключительные научные заслуги медали Румфорда.

Намерение Резерфорда вернуться в Англию осуще­ствилось в мае 1907 года. Он навсегда покинул Монреаль, оставив здесь своих учеников, которые могли продолжать исследования радиоактивности. Однако после его отъезда произошла некоторая переориентация этих работ: они приняли более выраженный радиохимический характер (теперь ими руководил Болтвуд). Исследования же са­мого Резерфорда и его сотрудников в Англии относились к чисто физическим.

Итак, попрощавшись с сотрудниками и коллегами, Резерфорд вместе с женой и шестилетней дочерью Эйлин Мери выехал из Монреаля в порт Квебек. История сохра­нила название парохода — «Императрица Ирландии», — на котором Резерфорд отплыл из Канады в Англию.

В 1971 году на уже упоминавшемся Резерфордском коллоквиуме в Москве ученик Резерфорда английский физик профессор Т. Аллибон так охарактеризовал глав­ные научные достижения своего учителя за период рабо­ты в Мак-Гиллском университете: «За несколько лет он распутал всю сложность радиоактивных превращений элементов, доказал, что радиоактивность — это проявле­ние внутренних превращений, и установил, что энергия выбрасываемой α-частицы поставляется внутренней энер­гией атома, причем она в миллион раз больше энергии, высвобождаемой при химическом разложении. Резер­форд подсчитал, что внутреннее тепло Земли обязано главным образом радиоактивности горных пород».

Старый профессор хранил в своих воспоминаниях об­лик Резерфорда. Вероятно, его Резерфорд, как и других, помнящих его, немного отличался от того, каким он был в действительности. Каждый по-своему вспоминал учено­го. Но общей остается оценка значения его трудов для прогресса науки.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.